Raiting-OY.ru

Все о детях

Особенности развития новорожденного ребенка

Ребенок в первый месяц своей жизни — важные особенности развития и правильный уход

Счастливые молодые родители дождались появления своего малыша на свет. Их переполняет радость, гордость, восторг и бесконечное счастье. Но вслед за этими чувствами приходит страх и беспокойство. Долгожданное возвращение из роддома домой становится настоящим испытанием для молодой мамы. Она вдруг понимает, что остается с ребенком один на один и не знает, что и как делать дальше. Чтобы радость не перешла в стресс (а тем более в депрессию), необходимо первые дни и недели полностью посвятить адаптации всей семьи к новому образу жизни и непривычному режиму дня.

Мама и малыш первый день дома

Во время нахождения в роддоме для малыша уже установился режим кормления и сна. Очень важно, чтобы этот режим не менялся в первые дни. Это поможет и маме и малышу сохранять спокойствие налаженным ритмом. Молодая мама начнет самостоятельно применять на практике навыки ухода за новорожденным, которые она получила в роддоме.

В эти дни очень важно окружить маму и малыша заботой, вниманием и лаской. Они оба перенесли сильное эмоциональное напряжение, можно даже сказать небольшой стресс. Домашнее тепло и уют помогут восстановиться им после перенесенного страха, тревоги и боли. И абсолютно лишними будут в эти дни пребывания различных посетителей. Даже самые близкие родственники – это хлопоты, которые пока не желательны для кормящей мамы.

Чего не стоит бояться

В первый месяц у новорожденного малыша происходит адаптация к новой жизни. Именно поэтому у него могут появляться различные признаки на теле или в поведении, которые тревожат родителей. Они абсолютно не опасны и со временем проходят. Не стоит волноваться, если:

  • Кожа ручек и ножек имеет синюшный оттенок
  • Появилось много мелких высыпаний на лице и лобике
  • Отдельные участки кожи начали шелушиться
  • Глазки иногда косят или смотрят в разные стороны
  • Меняется цвет лица – то он желтоватого оттенка, то красного
  • Малыш плачет, кряхтит

Родители постоянно находятся с ребенком, тщательно всматриваются в него и прислушиваются к каждому звуку. Любая мелочь может вызывать панику у неопытных родителей. Хотя уже на второй неделе у малыша восстановится нормальный цвет лица. В конце первого месяца жизни грудничок будет плакать со слезками, чего не было в первые недели.

Не нужно беспокоиться по поводу несколько неправильной или не совсем симметричной формы головы ребенка. Проходя через родовые пути, у малышей происходит некоторая деформация головки (вследствие сдавливания), которая спустя короткое время примет обычную форму. В этом поможет периодическое поворачивание ребенка то на один бочок, то на другой, то на спинку. Это может быть и во время бодрствования и когда малыш спит.

Причинами плача новорожденного в последнюю очередь могут быть болезненные проявления. Чаще всего таким способом малыш привлекает к себе внимание, когда пришло время его покормить или сменить пеленки или подгузник. Иногда дети в первый месяц проявляют беспокойство, когда хотят спать, когда им жарко или может быть прохладно, когда им неудобно лежать. Молодой маме достаточно будет несколько дней, чтобы уже по первому звуку плача научиться определять, что хочет ее грудничок.

И еще одной распространенной причиной беспокойства и плача ребенка могут быть кишечные колики и газики. Их появление в большей степени связано с питанием мамы и составом грудного молока.

Вся семья начинает жить по новому графику, который построен только под режим дня ребенка. У всех появляются новые приятные обязанности. Все семейство старается участвовать в уходе за малышом и помогать адаптироваться маме и грудничку. В понятие уход входят самые обычные процедуры:

  • Кормление в установленное время или в определенные часовые промежутки
  • Полноценный сон
  • Время бодрствования
  • Водные процедуры
  • Личная гигиена
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Воздушные ванны и закаливание
  • Гимнастика и массаж
  • Устанавливать ли режим ребенку?

    Режим дня новорожденного в первый месяц состоит из трех основных пунктов: сон, кормление и бодрствование. Индивидуальные биоритмы малыша сами подберут подходящий график. Не стоит строго придерживаться стандартных границ сна, отдыха и кормления. Малыш своим поведением даст знать, когда он хочет кушать, а когда пора спать. В зависимости от физиологических особенностей ребенка в среднем кормление происходит через два с половиной – три часа, продолжительность сна – два-три часа, а период бодрствования длится от получаса до часа.

    В первый месяц новорожденный может поспать подольше или не вовремя захотеть кушать. Не стоит волноваться по этому поводу. Уже через пару месяцев все станет на свои места.

    Когда проводить первое купание

    Для большинства малышей купание – это скорее приятная процедура, чем гигиеническая. Ежедневные купания перед сном дают возможность ребенку расслабиться и являются залогом спокойного ночного сна.

    Первое купание можно начинать, когда отпадет пуповина и полностью подсохнет ранка на пупке. До этого момента можно обойтись влажными обтираниями. Купание проводится, учитывая индивидуальные предпочтения малыша, каждый день или два – три раза в неделю. Один раз в неделю можно купать, используя отвары трав. Детское мыло тоже подбирается индивидуально. После водных процедур по необходимости используют присыпку или крем. Если малыш не любит купаться, это вызывает у него плач и дискомфорт, то иногда купание можно заменить обтиранием.

    Обязательные процедуры гигиены

    Ежедневные процедуры, которые необходимы для здорового развития и роста:

  • Умывание лица и подмывание половых органов
  • Наблюдение за состоянием кожных покровов
  • Уход за пупочной ранкой
  • Мягкое причесывание
  • Чистка носика и ушек ватными тампонами, уход за глазками
  • Осторожная стрижка ноготков
  • Удаление корочек на коже головы
  • Прогулки и закаливающие процедуры

    Прогулка – это незаменимая составляющая в развитии здорового и крепкого малыша. Свою первую порцию свежего воздуха ребенок получил при выписке из роддома. А дальнейшие прогулки должны быть построены с учетом сезона и погоды. От температуры на улице зависит их продолжительность. Очень полезно малышам спать на свежем воздухе или в комнате с открытым окном.

    Молодые родители должны знать, что у грудничков еще не отлажена система регуляции теплообмена. Это нужно учитывать, когда одеваете малыша на прогулку. Не нужно одевать новорожденного в три раза теплее, чем себя. Одевайте ребенка так же, как и себя, но используйте дополнительно легкое покрывало сверху.

    Закаливание малыша можно начинать уже после первой недели жизни. Самым первым шагом должны стать воздушные ванны и легкие поглаживания. Первый раз попробуйте оставить ребенка хотя бы на одну минуту без одежды и ласково погладьте его по спинке, животику, ножкам и ручкам. Если ребенку это понравится, то включите эту процедуру в режим дня. Это послужит отличным средством для развития и укрепления мышц. А крепкие и развитые мышцы – это залог того, что малыш в будущем вовремя научиться сидеть и ходить.

    Рефлексы здорового ребенка первого месяца жизни

    К концу первого месяца можете проверить, как развивается малыш. Соответствует ли развитие его возрасту. Что должен уметь малыш в возрасте одного месяца и как должен правильно реагировать здоровый ребенок?

    Воспитание и развитие новорожденного происходит каждый день в процессе всех запланированных процедур и мероприятий. Так как большую часть времени ребенок находится с мамой, то он легко узнает ее прикосновение и голос. Кроме этого малыш приобретает такие умения:

  • Пытается приподнимать головку и удерживать ее некоторое время, лежа на животе
  • Засматривается на отдельные яркие игрушки и большие предметы
  • Узнает знакомый голос
  • Переводит взгляд и поворачивает голову за игрушкой
  • Реагирует на громкий или резкий звук
  • Пытается издавать первые звуки и агукать
  • Коснувшись ладошки ребенка, можно увидеть хватательный рефлекс – ладошка сжимается. Дотронувшись до личика вблизи рта, можно заметить сосательный рефлекс – малыш начинает искать грудь и делает губами соответствующее движение. Если потрогать стопу грудничка, то увидите реакцию, похожую на реакцию от щекотки – пальчики сжимаются и разжимаются. Попробуйте поставить малыша в вертикальное положение с опорой для ножек – увидите рефлекс хождения.

    babymir.net

    Особенности развития новорожденного ребенка

    Поскольку мозг новорожденного ребенка еще продолжает развиваться, поэтому ее психическая жизнь является проявлениями работы подкорковых центров, а также недостаточно развитых отделов коры

    . Социальная ситуация развития новорожденного ребенка не является завершенной, поскольку социальным окружением есть родители, но еще отсутствует ведущая деятельность ребенка — обратная реакция внимания взрослых. На основе этого возникает противоречие этого возрастного этапа: ребенок а чувствует максимальную потребность во взрослом и одновременно не обладает специфическими средствами воздействия на него. Для преодоления этого противоречия ребенку необходимо научиться реагировать на взрослых. Этому способствуют и ки приемы формирования потребности в общении со стороны родителей, как контакт взглядов; улыбка (выразительный элемент мимики, говорит о положительном отношении к ребенку) физическое прикосновение, который сопровождает ться мягкой разговором, использование игрушки в акте речевого общения; паузы при разговоре с целью предоставить ребенку возможность»ответитьти».

    течение периода новорожденности у ребенка постепенно появляются такие новообразования, как разложения акта восприятия, появление подражания и акта познания, зрительные и слуховые сосредоточения, проявления активног го интереса к окружающему.

    . Центральным новообразованием этого периода является появление комплекса оживления — положительной эмоционально-действенной реакции новорожденного (улыбка, интенсивные движения ножками и ручками, гуление) на появление взрослого, особенно на голос матери ее лицо, прикосновение.

    Появление комплекса оживления является психологическим критерием окончания кризиса и периода новорожденности на смену которому приходит новая стадия развития — стадия младенца. Примерно это происходит в период от двух недель до двух месяцев жизни ребенка (настоящее время является индивидуальным)

    Основные анатомо-физиологические особенности новорожденного

    течение первого года жизни ребенок интенсивно развивается как физически, так и психически

    Рост здорового ребенка-младенца за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес составляет почти 9-10 кг. Младенец отличается от взрослого пропорциями тела: имеет сравнительно большую голов вку, что составляет 1/4 всего тела (у взрослого человека 1/8), короткие ножки, составляют примерно 1/3 всей длины тела. Начинают появляться молочные зубкики.

    Интенсивно развивается нервная система. Быстро развиваются анализаторы, в частности, их мозговые части. Устанавливаются связи между различными участками коры головного мозга, проявлением чего является постепенное разви ток условных рефлексов младенцевни.

    Особенности психического развития младенца

    Главной особенностью психического развития младенца является то, что его социальная ситуация развития является завершенной, поскольку благодаря появлению комплекса оживления ребенок начинает проявлять обратную реакцию внимания родителей — ее социального окружения. Появляется первая ведущая деятельность ребенка этого возраста — непосредственное эмоциональное общение. Специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что ее предметом является другой человек (эмоциональная реакция на появление взрослого). Когда предметом деятельности является другой человек, то такая деятельность и является спилкув ния, а условно его называют непосредственным эмоциональным

    Схематично социальная ситуация развития младенца выглядит так:

    Л. С. Выготский назвал социальную ситуацию развития младенца ситуацией»Мы»Ее суть заключается в том, что вся активность ребенка вплетена в жизнь и деятельность взрослых, ухаживающих за ней. Ребенок практической чно ничего не может сделать без дорослислих.

    . Социальная ситуация развития и ведущая деятельность первого года жизни ребенка обусловливают появление ряда психических новообразований этого возраста:

    1) происходит активное развитие познавательных психических процессов (вопросы для самостоятельной проработки);

    2) происходят изменения в поведении: появляется общая закономерность любого поведенческого акта: сначала сориентироваться, а затем действовать, на 5-6 месяца комплекс оживления заменяется на другие формы поведения, ребенок должен постоянно с окрашенное самоощущение, возникает акт хватания — первая организованная, направлено действие; появляются первые»вопрос», которые ребенок задает взрослому в форме действия, взгляда, жеста, которые возможно понять лишь в с итуации действия; появляется потребность в общении со взрослыми

    3) развивается речи младенца: появление автономного речи (многократное повторение слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма и тд), ребенок различает интонацию и соответственно реагирует на ее, на конец не-говоря возраста у ребенка возникает пер рше понимания слов (до 20), они уже произносят 10-12 слов («на»,»дай»,»мама»,»папа»». ).

    . Центральным новообразованием немовлячого возраста является хождение. Это первое, что отделяет ребенка от взрослого. Появление хождение в сочетании с языком свидетельствует о распаде социальной ситуации развития этого возраста (ситуации»Мы»), поскольку теперь д ребенок может вести взрослого куда она хочет, или попросить то, что ему нужно и тт.д.

    Такие изменения влекут кризис первого года жизни ребенка. Ее причина заключается в том, что происходит переход от биологического типа развития (сформирована поведение, беспомощность, потребности только в тепле и пищи) к социальному (активность, потребность в общении с другим человеком и познании окружающего мира), а лишь эмоционального общения для такого перехода недостаточным.

    . Главным признаком этого кризиса является резкий рост независимости ребенка от взрослых: она активно осваивает ходьбу и предметные действия, при этом сам выбирает куда идти или какие действия совершать. Обычно взрослые в определенных ситуациях корректируют или запрещают такие действия. Это вызывает появление кратковременных аффективных реакций (плаксивость, мрачность), иногда нарушение сна, потеря аппетита тощщо.

    Важным в преодолении кризиса первого года является установление социальных связей ребенка со всеми членами семьи. Это обусловливает появление в результате кризисных переживаний чувство доверия младенца к объектам окружающей шнього мира. Взрослым нужно перестроить отношения с ребенком, предоставить ей больше свободы и самостоятельности в разрешенных пределах.

    uchebnikionline.com

    Развитие новорожденного ребенка, особенности психического развития новорожденного

    Новорожденный ребенок, придя в наш мир, оказывается намного беспомощнее любого детеныша. Не имея тех врожденных рефлексов, коими обладает только что родившийся щенок или котенок, малыш намного медленнее адаптируется к окружающему миру. Zhurnal-razvitie.ru предлагает полный перечень рекомендаций по развитию новорожденного малыша.

    Безусловные рефлексы, заложенные в мозгу животных, позволяют им гораздо быстрее приобрести навыки, необходимые в первую очередь для выживания: защита, ориентирование, охота и пр. Поведение же человека не может формироваться только под воздействием врожденных реакций: оно складывается постепенно, по мере развития коры головного мозга. Нормальное функционирование и развитие новорожденного ребенка напрямую зависит от интенсивности тренировки всех его органов чувств (анализаторов). Помощь в получении различных аналитических данных при помощи восприятий и ощущений должен, конечно же, предоставить взрослый. Только при таких условиях головной мозг новорожденного будет развиваться нормально. Стоит оградить ребенка от какого-либо типа впечатлений, как его формирование во взрослую личность значительно затормозит.

    Особенности развития новорожденного ребенка

    Основная роль или так называемая доминанта, на ранних этапах развития новорожденного ребенка принадлежит сенсорным ощущениям, т.е. полному телесному контакту. Как известно, восприимчивость к прикосновениям наиболее развитое чувство у новорожденных из всех существующих. Именно поэтому так важно общаться с ребенком не только при помощи слов и жестов, но и путем касания, обнимания, поглаживания и прочих тактильных приемов.

    О том, что тактильное общение играет основополагающую роль в нормальном развитии новорожденного, досконально описано в довольно жестоком эксперименте, поставленном четой Деннисов. Это исследование стало основополагающим в изучении психологии взросления. Оно заключалось в наблюдении за двумя девочками-близняшками, находящимися в полной автономии от социального вмешательства. План был такой: на протяжении 14 месяцев строго ограничить контакты детей как друг с другом, так и с окружающим миром. Комната, в которой находились девочки, имела окно с видом на небо и крону близрастущего дерева и мебель, зато в ней не было украшений и игрушек. За время эксперимента (с 1-го по 15-ый месяц) супруги Деннис входили в комнату только для ухода за новорожденным, ограничив или исключив вообще словесный контакт. Чтобы малыши не видели друг друга, между кроватками была сделана специальная перегородка.

    Процесс принятия пищи, к сожалению, описан не так подробно, как хотелось бы. Однако, известно, что кормили малышей, держа их на руках, а так же использовали поглаживания и щекотку. Появление каждого нового действия у детей тщательно фиксировалось.

    За период исследования их возникло 154, и по сравнению с другими 40 новорожденными, которые воспитывались в обычных социальных условиях, особого отставания в развитии замечено не было. Сомнения вызывали только три навыка: дети неуверенно хватали находящийся в подвешенном состоянии предмет, сидели не без поддержки и не очень твердо стояли на ногах. Исправление возникших проблем не заняло, однако, много времени: для полного восстановления оказалось достаточно простого комплекса упражнений. Впоследствии сестры не просто хорошо развивались, но по-настоящему эмоционально были привязаны к тем, кто их воспитывал.

    Первое что необходимо новорожденном ребенку

    Выводом из этого эксперимента стала твердая психологическая позиция, что новорожденных детей необходимо при кормлении держать на руках, даже тех, которые находятся на искусственном вскармливании. Все специалисты в области психологии сходятся во мнении, что ребенка на протяжении 7-8 месяцев нужно держать на руках как можно чаще, при этом носить его даже по дому, называя предметы и действия окружающих. Таким образом, родитель воссоздает работу младенческого мозга, специально акцентируя внимание на нужных вещах из хаоса окружающего мира.

    Первое познание мира новорожденный осуществляет вместе с молоком матери, находясь непосредственно у нее под грудью. Вот почему так важно рожать в отделениях, где контакт с ребенком происходит с первых минут его жизни и не прерывается все время нахождения его в больнице. По степени общительности женщины гораздо активнее, чем мужчины, поэтому ограничение общения матери и ребенка может впоследствии пагубно сказываться на развитии речи, и это при условии, что принципы питания, гигиены и ухода не нарушались.

    Восприятие окружающей действительности и эмоциональное развитие новорожденного ребенка страдают, когда он находится в разлуке с матерью. Талант ребенка любить себе подобных напрямую зависит от количества той самой любви, которую ему подарили в раннем детстве, а также от того, во что она «выливалась». Темперамент и настроения матери определяют становление собственного мировоззрения у ребенка, и это выражается в отношении к окружающим и к жизни вообще: радостное или грустное, злобное или доброе. На этом этапе зарождаются отличительные черты характера каждого ребенка, которые потом станут определяющими при формировании личности. Поэтому любой случай общения с детьми, при котором он получит определенную порцию положительного настроения или уверенности в любви к себе, так же важен, как питание и здоровый образ жизни. Все переживания матери, как положительные, так и отрицательные (и стрессы в том числе), немедленно переносятся на ребенка. Даже радость от красивой одежды или окружающей обстановки может служить источником для создания хорошего настроения у мамы и малыша.

    Количество внимания и проявленной заботы сильно влияет на развитие новорожденного ребенка, особенно на проявление доверия или недоверия ребенка к окружающему миру. Самое простое, с чего стоит начинать проявлять усиленное внимание, — это уход и гигиена. Такое изобретение, как памперсы, значительно упрощают уход, а, следовательно, резко ограничивают контакт новорожденного и матери. Чем чаще к ребенку подходят, прикасаются, гладят и разговаривают, тем комфортнее ему в новом мире, он чувствует любовь и заботу и его боязнь окружающего постепенно исчезает. И, наоборот, чем меньше тактильного общения, ласковых слов и добрых интонаций, тем подозрительнее новорожденный относится к окружающей обстановке, которая со временем перерастает в страх и другие психологические проблемы (например низкая самооценка).

    Развитие новорожденного по месяцам

    Первый месяц развития новорожденного

    Положение ребенка очень похоже на то, в котором он находился в утробе: конечности согнуты, ладошки сжаты в кулачки, голова «смотрит» в бок, чтобы можно было дышать. Если новорожденного перевернуть на живот, то он некоторое время пытается поднять и повернуть головку, однако эти попытки пока безуспешны. Такие вещи как хватание, сосание или вздрагивание при резких звуках проявляются очень сильно. Фиксирование взгляда на поднесенном предмете осуществляется на несколько секунд при условии, что предмет находится на расстоянии около 35 см. Появляется способность узнавать родные лица и голоса и реагировать на них, ведь лицо человека – это первый атрибут, который ребенок начинает различать.

    Второй месяц развития новорожденного

    Положение на животе приобретает новые оттенки: ребенок может опереться на предплечья или ручки, приподнимая тело на несколько сантиметров. Фиксирование лиц и предметов происходит уже увереннее. Узнавание родных голосов и обличий сопровождается улыбкой, что является свидетельством нормального психологического развития ребенка. Проявление эмоций, появление отдельных звуков и определенных движений знаменует окончание периода новорожденности и начало младенчества, ходя медицина, считает этот этап завершенным с первым приростом веса (после 10 дней жизни).

    Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!

    zhurnal-razvitie.ru

    Новорожденный ребенок. Особенности новорожденного и его развитие

    Условно считают, что период новорождённое продолжается первые 4 недели, хотя понятно, что некоторые его особенности развиваются и в дальнейшем, накладывая определённый отпечаток на всё последующее детство, а может быть — и на всю жизнь.

    Родившемуся ребёнку надо дышать, питаться, поддерживать постоянную температуру тела, наладить биологическую защиту, чередование сна и бодрствования и т. д. Как же природа подготовила его к переходу в новые условия жизни? Сразу после рождения у ребёнка происходит значительная перестройка всего организма. В работу включается множество различных систем, органов, приспособительных и защитных механизмов, регуляторов и рефлексов. Устанавливаются лёгочное дыхание, внеутробное кровообращение, начинает функционировать желудочно-кишечный тракт, изменяется клеточный состав крови с заменой плодового (фетального) гемоглобина эритроцитов на более зрелый и лучше обеспечивающий возросшие потребности организма ребёнка в кислороде, выведении углекислоты и доставке к органам и тканям различных питательных веществ. Включается собственная терморегуляция, приспособительные возможности которой очень велики. Если, например, ребёнок при рождении попадает в жару, включаются терморегуляторы, спасающие организм от перегревания, а если в холод, то — от переохлаждения; в случае необходимости включается система иммунитета.

    Природа предусмотрительна. Только что родившийся человек наделён огромным «запасом прочности» и легко приспосабливается к любым условиям, в какие бы он ни попадал. В первые недели жизни наибольшую значимость приобретает правильная организация режима сна и бодрствования, гигиенического ухода и вскармливания малыша. Чтобы создать наилучшие условия для его роста и развития, родителям необходимо знать особенности организма новорождённого, включающие понятие о доношенном и недоношенном (физиологически незрелом) ребёнке.

    Доношенный ребёнок. Главным критерием доношенности (или недоношенности) по современным представлениям является продолжительность внутриутробного развития плода (ранее основным мерилом этого состояния были данные о массе тела ребёнка при рождении). Доношенным считается ребёнок, родившийся при сроке беременности не менее 38 недель.

    Масса тела доношенных новорождённых колеблется от 2500 до 4000 г, составляя в среднем 3300—3700 г. У девочек она при рождении на 200—300 г меньше, чем у мальчиков. Новорождённые с массой тела 4000 г и более считаются крупновесными и относятся к группе риска в связи с возможностью развития у них осложнений при родах и в послеродовом периоде. Все новорождённые в первые дни жизни теряют в среднем 200— 300 г своей массы тела. Это так называемая физиологическая убыль массы, связанная с потерей жидкости и части энергетических запасов (в частности, глюкозы), к быстрому восстановлению которых ребёнок ещё не готов. К 7—10-му дню жизни эта потеря компенсируется. На первом месяце жизни прибавка массы тела ребёнка составляет до 600 г и более. По данным некоторых учёных, кормление детей сразу после родов способно предотвратить потерю веса в первые дни жизни.

    Не менее важным критерием доношенности новорождённого является длина тела при рождении. Она колеблется в пределах 48—58 см, составляя в среднем 52—53 см (у девочек обычно на 1—2 см меньше, чем у мальчиков).

    Окружность головы и груди составляет в среднем 34—35 см (у девочек на 0,5—0,7 см меньше).

    Здоровый доношенный новорождённый имеет гладкую, эластичную кожу розового цвета, покрытую во многих местах творожистой, так называемой, родовой смазкой. Потовые железы кожи, ещё слабо развитые при рождении, в дальнейшем предохраняют ребёнка от перегревания, сальные железы благодаря своему секрету делают кожу эластичной, мягкой, бархатистой, предохраняя её от высыхания и образования трещин. Важным свойством кожи и слизистых оболочек новорождённого является способность выделять защитные противомикробные вещества, в частности лизоцим. Больше их выделяется, если кожа чистая, когда её поры не закрыты собственными продуктами обмена и элементами внешней среды. Чистая и неповреждённая кожа лучше защищает ребёнка от многих болезнетворных микробов.

    Крик доношенного новорождённого громкий, мышечный тонус хороший, движения активные. У него достаточно хорошо выражены основные физиологические рефлексы. Сразу после рождения ребёнок может не только сосать (сосательный рефлекс) и глотать (глотательный рефлекс), но и обладает целым комплексом врождённых двигательных рефлексов (хватательный, опорный, шаговый, плавательный, рефлекс ползания и др.).

    Температура тела у различных детей устанавливается в диапазоне от 35° с десятыми до почти 37°, чаще всего в пределах 36°. В течение суток она может несколько колебаться, что соответствует биоритмам жизнедеятельности различных органов и систем организма. Так, утром температура тела несколько ниже, чем к вечеру. Однако у одного и того же ребёнка в течение суток она не должна, как правило, отклоняться на 0,5—0,7 градуса.

    У доношенного ребёнка на голове имеются большой и малый роднички — участки неплотного соединения костей черепа, которые по мере роста ребёнка постепенно закрываются костной тканью.

    В период новорождённое чётко прослеживается становление и совершенствование органов чувств ребёнка, некоторые из них в это время развиты уже вполне удовлетворительно. Так, у доношенного ребёнка уже на первой неделе жизни обнаруживается выраженная функция вкусового аппарата. Он по-разному реагирует на вкусовые ощущения. Более сладкая пища, как правило, вызывает положительные эмоции: ребёнок успокаивается, облизывает губы, легче глотает и даже обнаруживает привыкание к сладкому. В то же время горькое, кислое или солёное (даваемое, например, в виде лекарств) вызывает беспокойство, крик, протест в виде отказа от сосания и глотания.

    Обоняние у новорождённого также развито в определённой мере с первых дней жизни. При воздействии на его слизистые оболочки верхних дыхательных путей раздражающих газообразных веществ ребёнок становится беспокойным. Он может отказываться от груди, если она обработана каким-либо ароматическим лекарственным препаратом (например, в случае трещин сосков и т. д.). Относительно хорошо развито чувство осязания. Новорождённый живо реагирует на прикосновения к его коже и слизистым оболочкам, хорошо ощущает грудь матери и. будучи голодным, при малейшем прикосновении губами к ней имитирует сосательные движения.

    3 р е н и е у ребёнка к моменту рождения ограничено восприятием сравнительно яркого света, пространственного восприятия предметов у него ещё нет, а движения глазных яблок, как правило, не координированы, что может обусловливать даже некоторое временное физиологическое «косоглазие». Мигательный рефлекс на приближение предмета к глазу не выражен. Интенсивное развитие зрения происходит на 2-м и последующих месяцах жизни ребёнка. Слух у новорождённого снижен, но на сильные звуковые раздражители он реагирует с первых дней жизни. Это прослеживается по его поведенческим реакциям (вздрагивание, сокращение мимической мускулатуры, изменение частоты и глубины дыхательных движений).

    С рождением ребёнка начинается самостоятельная функция его органов выделения. В первые дни жизни ребёнок мочится 5—6 раз в сутки, к концу 1-й недели — значительно чаще и больше по объёму (на 8-й день жизни до 200 мг. и более в сутки). В первые 2—3 дня жизни ребёнка из его кишечника выделяется первородный кал, или меконий,— густая однородная масса тёмно-зелёного цвета, состоящая из секрета пищеварительного тракта, слущенного эпителия кишечника и заглоченных околоплодных вод. Затем по мере заселения кишечника бактериальной флорой, способствующей ферментативному перевариванию питии, синтезу витаминов и других биологически активных веществ, меконий заменяется коричневыми, зеленовато-жёлтыми, а позднее золотисто-жёлтыми испражнениями кашицеобразной консистенции со слабокислым запахом. Частота стула новорождённого ребёнка — 4—5 раз в сутки.

    Нормальное развитие функции почек и кишечника — важное условие правильного формирования жизнедеятельности многих органов и систем, поддержания необходимого постоянства внутренней среды организма, быстрой адаптации ребёнка к условиям внеутробной жизни.

    Из стерильных условий материнского тела новорождённый попадает в мир, наполненный микроорганизмами. Одни из них, подобно ацидофильной палочке, которая обеспечивает нормальное пищеварение, полезны и нужны ребёнку, другие нейтральны, а третьи вредны. Но здоровый новорождённый младенец вовсе не беззащитен, как считали ранее. В его организме уже имеется большинство факторов иммунобиологической защиты, хотя они ещё легко ранимы и могут повреждаться и угнетаться при различных осложнениях течения беременности и родов и при возникновении заболеваний в послеродовом периоде. Иммунитет ребёнка тесно связан с наследственностью, с выраженностью его у родителей, в первую очередь — у матери. Вот почему нужна постоянная забота о здоровье будущей матери, бережном его сохранении и повседневном укреплении.

    Недоношенный ребёнок. Недоношенными называются дети, родившиеся раньше положенного срока (10 лунных месяцев), то есть между 28 и 38 неделями беременности (следовательно, они могут быть недоношенными от 2 до 12 недель). Масса тела у них ниже 2500 г, а длина менее 45 см.

    В связи с недостаточным развитием мышечной ткани и особенно отсутствием подкожно-жировой клетчатки недоношенные дети похожи на сморщенных старичков. Телосложение у них непропорциональное: относительно большая голова составляет более 1/4 длины тела, руки тонкие и длинные, шея короткая, ноги тонкие, короткие. Пупок, в норме занимающий середину живота, смещён книзу. Ушные раковины мягкие и плотно прилегают к голове. Ногти не доходят до кончиков пальцев, ногтевые пластинки очень мягкие. Кожа тонкая, глянцеватая, как бы просвечивающаяся, тёмно-красного цвета, морщинистая. Всё тело покрыто обильным густым тонким пушком. Половая щель у девочек открыта вследствие недоразвития больших половых губ, которые не смыкаются. У мальчиков яички не опущены в мошонку. Зрачки нередко зятянуты белесоватой зрачковой оболочкой. Выраженность указанных признаков зависит от степени недоношенности ребёнка.

    Кроме внешних признаков недоношенности для этих детей характерны недоразвитие, незрелость внутренних органов и систем, особенно центральной нервной системы, органов дыхания. Поэтому такие дети, как правило, вялые, сонливые, плачут слабым голосом. Многие из них неспособны сосать и даже глотать. Дыхание у них частое, поверхностное, нерегулярное, с периодическими паузами. Частота дыхательных движений может варьировать от 35 до 80 в минуту. Такое дыхание не может обеспечить достаточное снабжение организма кислородом, в связи с чем состояние его ещё больше усугубляется.

    Недоношенный ребёнок не в состоянии сохранять постоянную температуру тела, и она колеблется в зависимости от условий окружающей среды: при низкой температуре воздуха снижается до 35° и ниже. В то же время недоношенного ребёнка легко перегреть при повышении температуры вокруг него (грелки, инкубаторы и пр.). Потеря тепла недоношенным ребёнком усугубляется тем, что чем меньше размеры его тела, тем больше отношение поверхности тела к массе, и поэтому потеря тепла возрастает. Из-за малой ёмкости желудка и недостаточного выделения пищеварительных соков кормление этих детей связано со значительными трудностями. Недоношенные дети чаще болеют, чем доношенные, заболевания у них протекают тяжелее, хуже поддаются лечению.

    Физиологические состояния новорождённых, пограничные с нормой. Нормальное развитие новорождённого ребёнка имеет свои закономерности и особенности, о которых необходимо помнить в каждой семье. Его развитие может отклоняться в ту или иную сторону под влиянием различных факторов и причин. В этих случаях развиваются так называемые пограничные состояния, то есть промежуточные между абсолютной нормой и возможной патологией. В отдельных случаях, при дальнейшем нарушении общего состояния ребёнка, возможен переход пограничного состояния в заболевание. Правильная ориентация в основных закономерностях развития новорождённого помогает родителям и врачу своевременно выявлять их отклонения и принимать необходимые меры.

    Ниже описаны некоторые из этих особенностей.

    Физиологическая желтуха. У большинства новорождённых на 2—3-й сутки после рождения появляется желтушность сначала на лице, затем на туловище, конечностях, на белковых оболочках глаз, слизистых оболочках. Появление физиологической желтухи связано с увеличением в крови новорождённого содержания билирубина (желчного пигмента — красящего вещества, вырабатываемого печенью), который не успевает достаточно быстро утилизироваться в печени из-за недостаточной ещё активности её ферментных систем. К концу 1-й — началу 2-й недели жизни желтуха, как правило, исчезает. В ряде случаев, особенно у преждевременно родившихся детей, она может затягиваться. Интенсивность и продолжительность желтухи могут зависеть от других отягощающих беременность и роды причин, например токсикозов беременности, повреждения плода в родах, кислородного голодания плода и новорождённого. В этих случаях желтуха более выражена и продолжительна. Для предупреждения возможного отрицательного её влияния на организм иногда требуются лечебные назначения.

    Набухание (нагрубание) грудных желёз (половой криз). Физиологическое набухание грудных желёз отмечается на 2—5-й день жизни у большинства новорождённых независимо от пола. Железы при этом могут достигать размеров горошины, а иногда — лесного ореха. Связан половой криз с переходом в конце беременности гормональных соединений из организма матери в организм плода. У девочек увеличение грудных желёз может сопровождаться небольшими слизистыми или даже кровянисто-слизистыми выделениями из половой щели, отёчностью этой области. У мальчиков возможно появление отёчности мошонки, иногда — полового члена. Явления эти продолжаются в среднем 3—5 дней, протекают, как правило, без нарушения общего состояния ребенка. При значительном увеличении грудных желёз и некотором беспокойстве ребёнка можно наложить на эту область сухую ватную повязку или согревающий компресс с прокипячённым растительным маслом или 5-процентным раствором буровской жидкости. При выделениях из влагалища проводят подмывание тёплым светло-розовым раствором перманга-ната калия (марганцовки). Надо помнить, что грудная железа такого ребёнка с явлениями полнокровия в это время может стать местом проникновения и развития любой инфекции, что диктует необходимость строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований ухода за ребёнком, тщательного туалета, регулярной смены белья и хорошего содержания постели ребёнка, соблюдения в семье и особенно матерью требований личной гигиены.

    Закупорка сальных и потовых желёз проявляется в первые дни и месяцы жизни ребёнка в виде беловатых или желтоватых точек на крыльях и кончике носа, щеках, лбу как следствие скопления секрета в железах при усилении их деятельности. Это состояние не требует никакого специального лечения, кроме гигиенического ухода за кожей лица. Значительно реже наблюдаются застойные явления из-за усиленной работы потовых желёз. При этом возникают пузырьки, наполненные водянистым содержимым. Располагаются они чаще на подошвах, могут появляться на лбу, колее головы и других местах при перегревании ребёнка. Держатся несколько часов или дней. При появлении этих пузырьков необходим обычный тщательный уход за кожей.

    Иногда на коже малыша видны серовато-синие или багрово-красные пигментные пятна, которые наблюдаются у ребёнка со дня рождения. Чаще всего они располагаются на коже крестца и спины, ягодиц, иногда на голенях, бёдрах. Обычно они не оставляют следов и исчезают в течение первых лет жизни ребёнка.

    Телеангиэктазия — расширение кожных капилляров, имеющих вид красновато-синюшных пятен различной величины, отчётливо выделяющихся на коже. Типичное их расположение — на коже затылка, лба, веках. Постепенно пятна бледнеют и исчезают, но могут снова появиться при крике и беспокойстве ребенка. Такие явления иногда продолжаются до года, реже сохраняются в более позднем возрасте.

    УХОД ЗА НОВОРОЖДЁННЫМ

    Гигиенические процедуры. Одним из важных моментов ухода за новорождённым является ежедневное купание, которое должно осуществляться сразу же после выписки ребёнка из родильного дома. К этому времени мать ещё не совсем окрепла, нуждается в отдыхе. Помогать ей купать ребёнка должен кто-нибудь из членов семьи (лучше муж). Перед купанием необходимо заранее приготовить ребёнку полотенце, бельё (распашонку, кофточку, пелёнки, подгузник, одеяльце), мыло, мочалку и кувшинчик с водой для обливания ребёнка после купания. Купают ребёнка в специально предназначенной для него ванночке, которую предварительно тщательно моют с мылом и ополаскивают кипятком. Воды в ванночку наливают столько, чтобы она прикрывала всё тело ребенка. В первые недели его жизни, до заживления пупочной ранки, необходимо использовать для купания кипячёную воду (температура 36,5—37°). Температуру воды измеряют специальным водяным термометром. Температура окружающего воздуха должна быть не ниже 22°.

    Ребёнка осторожно, медленно погружают в воду завёрнутым в пелёнку, чтобы он не испугался. При этом мать обязательно свои действия сопровождает ласковыми, нежными словами, разговаривает с ребёнком. Соблюдение этих правил крайне необходимо, чтобы вызвать у малыша положительные эмоции, тогда он будет в последующем «с удовольствием» принимать гигиенические ванны. Если же он испугается быстрого погружения в воду или вода будет слишком тёплой или холодной, то это вызовет беспокойство, крик и в дальнейшем ребёнок будет долго отрицательно реагировать на купание.

    Если мать купает одна, то она одной рукой (левой) поддерживает головку ребенка, а другой моет его мягкой мочалкой с мылом. При наличии помощника головку поддерживает он. Головку моют осторожно, чтобы вода не попадала в глаза, рот и нос. Мыло применяется 1—2 раза в неделю. Купают младенца в первом полугодии жизни ежедневно. После купания ополаскивают его водой из кувшина, температура которой на 1° ниже, чем в ванночке. При этом мать укладывает ребенка на свою левую руку лицом вниз, обхватив его грудь ладонью. Ребёнок свободно «висит» на кисти матери. Обливание ребёнка водой после купания является первой необходимой закаливающей водной процедурой. Применять рекомендуемый многими раствор марганцовокислого калия при купании нецелесообразно, так как он отрицательно действует на кожу ребёнка и может вызвать повышенную её сухость. Продолжительность купания устанавливается индивидуально для каждого младенца, но в первые недели жизни она не должна превышать 5—7 мин. После купания его заворачивают в полотенце и вытирают промокательными движениями, чтобы не травмировать нежную кожу ребёнка. Тщательно осушают все кожные складки и естественные углубления. Необоснованной является боязнь многих родителей попадания воды в уши ребёнка. Необходимо только после купания хорошо высушить их специальными марлевыми или ватными фитильками.

    Когда лучше купать ребёнка, родители решают индивидуально в зависимости от режима дня его и остальных членов семьи. Предпочтительнее купание перед вечерним кормлением, так как после ванны малыш хорошо спит, что даёт возможность отдохнуть матери. Во всех случаях нельзя купать ребёнка сразу после кормления.

    Кроме ежедневной гигиенической ванны, ребёнка необходимо регулярно подмывать после каждого опорожнения кишечника и мочеиспускания. Лучше всего подмывать проточной водой из крана при отрегулированной в нём необходимой температуре воды (37 °С). При этом мать держит ребёнка левой рукой так, как при ополаскивании после ванны, а правой рукой подмывает его, пользуясь детским мылом. При таком способе подмывания вода из крана будет непосредственно вытекать на руки матери. Это даст возможность предупредить попадание на кожу ребёнка чрезмерно тёплой или холодной воды.

    Каждое утро ребёнка следует умывать, лучше после первого кормления. Ватным тампоном, смоченным в тёплой кипячёной воде, протирают лицо, ушные раковины и вход в наружный слуховой проход, следя за тем, чтобы в него не попадала вода. Глаза промывают от наружного угла к внутреннему отдельным тампоном для каждого глаза. Нос очищают ватными жгутиками. При наличии в носу сухих корочек жгутик смачивают прокипячённым растительным или вазелиновым маслом. Полость рта не обрабатывается, чтобы не поранить нежную слизистую оболочку. При появлении у ребёнка на слизистой рта в области щёк, дёсен и языка белого налёта, что может свидетельствовать о грибковом заболевании, называемом молочницей, необходимо обратиться к врачу.

    При пеленании ребёнка следует обращать внимание на состояние кожи, особенно в естественных складках: нет ли сыпи, покраснения, опрелости. Наличие на коже гнойничков является грозным симптомом, в этом случае следует срочно пригласить на дом участкового врача. Необходимо помнить, что в первый месяц жизни ребёнка не носят в детскую поликлинику, а врач наблюдает и осматривает его только на дому. Гнойнички следует отличать от безобидных мелких точечек, слегка выступающих на коже, которые исчезают сами по себе.

    Ногти обрезают впервые обычно на третьей неделе жизни ребёнка. Ножницы должны быть предварительно продезинфицированы. Если уже с момента рождения ногти длинные, то, чтобы ребёнок не поцарапался, следует пеленать его в кофточке с закрытыми рукавами.

    Особого внимания у новорождённого ребёнка требует пупочная ранка, которую недаром называют «ахиллесовой пятой». Пупочный канатик (остаток пуповины), оставшийся после отделения ребёнка от матери, обычно отпадает на 4—6-е сутки жизни. После этого остаётся пупочная ранка, которая полностью зарубцовывается к концу второй недели жизни ребёнка. До этого времени необходим тщательный уход за пупком. Осуществляет его патронажная медицинская сестра, а мать только должна быть ей в этом помощницей. При наличии кровянистых или серозных выделений из пупочной ранки лучше всего обрабатывать её 5-процентным раствором марганцовокислого калия или 5-процентным раствором йода: на очищенную от серы спичку наматывается кусочек стерильной ваты, полученный тампончик погружают в один из названных растворов и смазывают пупочную ранку, не выходя за её пределы (повторное использование тампона при этом не допускается). При выделении из пупочной ранки желтоватого или жёлто-зелёного гноя нужно немедленно вызвать врача.

    Пеленание является важным моментом ухода за новорождённым ребёнком. В настоящее время научно обоснованной и практически доказанной является польза так называемого свободного и широкого пеленания.

    При свободном пеленании ручки у ребёнка остаются наверху, и он может свободно совершать ими движения. Свободное пеленание к тому же исключает сдавливание грудной клетки малыша. Всё это облегчает ему дыхание, способствует лучшему проникновению воздуха в самые отдалённые отделы лёгких и служит целям профилактики заболевания лёгких. При свободном пеленании ребёнку одевают тонкую распашонку (разрезом назад), поверх её фланелевую кофточку с зашитыми на кистях рук (разрезом вперёд) рукавами. Дальше осуществляют широкое пеленание.

    Суть широкого пеленания заключается в том, что при пеленании бёдра ребёнка не смыкаются, а остаются разведёнными в стороны. Это создаёт благоприятные условия для правильного формирования тазобедренных суставов, является профилактикой врождённого вывиха. Известно, что у восточных народов, матери которых носят своих детей с очень раннего возраста привязанными к спине с разведёнными в стороны ножками, никогда не наблюдается врождённого вывиха бедра.

    Осуществляется широкое пеленание следующим образом. На отведённой для пеленания ребёнка ровной поверхности расстилают фланелевую пелёнку. Сверху на неё кладут тонкую, а затем сложенную прямоугольником (приблизительно 15 X X 35 см) ещё одну пелёнку, поверх которой помещают мягкий подгузник. Ребёнка укладывают на пелёнки так, чтобы подмышечные впадины его находились на уровне верхнего края пелёнок. Заворачивают сложенную прямоугольником пелёнку вместе с подгузником между бёдер к животику, благодаря чему бёдра не соприкасаются и находятся в разведённом состоянии, чем и достигается эффект широкого пеленания.

    Техника дальнейшего пеленания (заворачивания в пелёнки), вероятно, должна выбираться индивидуально каждой женщиной. Существенного значения не имеет, какую сторону пелёнок завернуть сначала — правую или левую. Затем нижний край пелёнок заворачивают вперёд и вверх, боковые концы расправляют, чтобы не было складок, и заправляют сзади, за спиной ребёнка. Руки остаются свободными.

    Осуществлять свободное и широкое пеленание следует с 5-х суток, то есть с момента выписки ребёнка из родильного дома. Если сразу не применять свободное пеленание, то в дальнейшем могут возникнуть определённые трудности в его осуществлении. Ребёнок, приученный спать завёрнутым, при освобождении ручек может ими ударять себя, при этом просыпаться и пугаться ударов. Косынку или чепчик новорождённым надевать не обязательно. Их надевают лишь после купания, если температура в комнате ниже 22 °С.

    Комната и постель новорождённого. К моменту появления в доме новорождённого следует тщательно подготовиться. Если не удаётся сделать косметического ремонта квартиры, то генеральная уборка является обязательной. В комнате, где будет находиться ребёнок, температура должна поддерживаться на уровне 20— 22 °С. Из неё следует по возможности убрать шторы, ковры, мягкую мебель, без которой можно обойтись, горшки с цветами. В указанных вещах накапливается органическая пыль, которая может вызвать у ребёнка аллергическое заболевание.

    Основной мебелью в этой комнате является кроватка ребёнка. Её надо поставить в светлом тёплом месте, однако не у окна и не у батареи центрального отопления, предусмотреть свободный подход к ней. Кроватка может быть деревянной или металлической, с решётчатыми боковыми стенками для хорошего доступа воздуха. В последнее время чаще пользуются деревянными. Такую кроватку удобно мыть. Ведь малыш, став старше, будет в ней вставать и может попытаться грызть её верхние края, в связи с чем кроватку, особенно её стенки, необходимо регулярно хорошо мыть с мылом.

    Постель ребёнка должна быть ровной, матрац—жёстким, не прогибающимся под тяжестью веса малыша, иначе он будет лежать в изогнутом положении, что для его неокрепшего скелета очень вредно. Изготавливают детские матрацы из стружки, морской травы, мочала. Перо, пух, вата, поролон не пригодны, так как, во-первых, они мягкие, во-вторых, могут вызвать перегревание ребёнка и, в-третьих, в них накапливается органическая пыль. Подушки малышу в первое время вообще не нужно. Позже можно использовать маленькую плоскую (не пуховую) подушечку.

    Кроватку нельзя занавешивать пологом или тюлью, которые препятствуют доступу свежего воздуха к ребёнку и уменьшают её естественное освещение. Её следует ежедневно перестилать, а постельные принадлежности проветривать.

    Коляска используется для прогулок, заменять ею кроватку не следует.

    Детское «приданое» новорождённому зависит от того, как часто стирается бельё, от времени года и прочих обстоятельств. Постельное бельё включает 2—3 пододеяльника, столько же простынок. Необходимо иметь около 10 хлопчатобумажных распашонок и 5—6 штук байковых кофточек, пелёнок тонких около 20 штук, тёплых — 10, подгузников — 20. В качестве подгузников хорошо использовать марлю или старое, тонкое, хорошо прокипячённое и проутюженное бельё. Такие подгузники гигроскопичны, мягки, лучше впитывают мочу ребёнка. Косынки или чепчики применяются редко, поэтому их достаточно 3—4 штуки.

    Чистое бельё укладывают рядом с местом, где пеленают ребёнка, чтобы легко и удобно было им пользоваться. Грязные пелёнки нужно хранить отдельно, лучше всего в эмалированном ведре с крышкой.

    Стирать детское бельё следует отдельно от белья других членов семьи, используя детское мыло. Нельзя применять никаких стиральных порошков и паст, так как мельчайшие частицы этих веществ, оставшиеся на белье после полоскания, могут вызвать у ребёнка аллергические заболевания. Пелёнки нужно кипятить и проглаживать горячим утюгом. Нельзя пользоваться подсушенными пелёнками, так как на них находятся шлаки, выделяемые с мочой ребёнка. Они будут отрицательно действовать на кожу, вызывая её раздражение.

    Для ухода за ребёнком нужны: ванночка для купания, кувшин для воды, термометры для измерения температуры тела, воды и помещения, мягкая мочалка, ножницы, гребешок, детское мыло, полотенце, градуированные бутылочки с сосками, грелка, баллончики для клизмы, баночка с ватой, пипетки, прокипячённое вазелиновое или растительное масло, дезинфицирующие средства (сода, марганцовокислый калий). Можно воспользоваться также специально укомплектованной аптечкой матери и ребенка.

    Особенности ухода за недоношенными новорождёнными. Выхаживание недоношенных детей — чрезвычайно сложная проблема, ибо они еще не созрели для существования вне утробы матери. Для сохранения их жизнеспособности необходимо создать специальные условия ухода и вскармливания, так как без соответствующей помощи они существовать не могут.

    В настоящее время недоношенных детей выхаживают в лечебных учреждениях в специальных инкубаторах (кювезах), где им создают условия, близкие к внутриутробным: температуру и влажность окружающей среды, подачу кислорода и пр. Однако вместо готовых питательных веществ и кислорода, которые он получал от матери через пуповину, ребёнок должен самостоятельно осуществлять газообмен через лёгкие и питаться молоком.

    В зависимости от степени недоношенности и состояния организма ребёнка, подготовленного к обычным условиям домашнего режима, выписывают через 1—3 месяца. Несмотря на то, что за время пребывания в больнице ребёнок окреп, он всё же ещё и дома нуждается в особом уходе. Температура воздуха в комнате должна быть 24—26°. Пеленать ребёнка следует быстро; пелёнки перед пеленанием подогревать. Во время туалета следует включать местное тепло — электронагревательный прибор. Купать недоношенного ребёнка следует при той же температуре воды и столько же времени (5—7 мин), что и доношенного. После купания его заворачивают в подогретые полотенце и пелёнки. Следует однако помнить, что недоношенный ребёнок легко может перегреться, а перегревание ему так же вредно, как и переохлаждение. Признаком переохлаждения является более холодный, чем всё тело, нос, перегревания — появление капелек пота на лбу, около ноздрей.

    В связи с тем, что у недоношенного ребёнка существует предрасположенность к застойным явлениям во внутренних органах, особенно в лёгких, и опасность возникновения заболевания лёгких, его необходимо чаще брать на руки или менять положение в кроватке во время сна.

    У недоношенных детей может развиться малокровие, выражающееся бледностью кожи, особенно ушных раковин, вялостью, снижением уровня гемоглобина. Предупреждать его появление необходимо с первого месяца жизни. С этой целью недоношенным дают соки: яблочный, абрикосовый, черносмородинный, морковный, лимонный, назначают пивные дрожжи.

    К моменту рождения недоношенного ребенка его нервная система ещё не сформировалась для внеутробного существования. Поэтому таких детей необходимо ограждать от чрезмерных внешних раздражителей: громкой музыки, криков, громких разговоров, резких перемен положения тела и даже чрезмерного света (ярких солнечных лучей или электрического света вблизи глаз ребёнка).

    Естественно, что у таких детей поначалу несколько отстаёт физическое и психомоторное развитие. Они на 0,5—2 месяца позже начинают рассматривать игрушки, прислушиваться к обращенной ч ним речи, гулить, улыбаться, позже начинают поворачиваться со спины на живот и обратно, сидеть и ходить. У них на 1—4 месяца запаздывает речь.

    В последующем большинство недоношенных детей догоняют своих сверстников и развиваются вполне нормально. История знает много примеров, когда дети, родившиеся недоношенными, стали впоследст-зии выдающимися личностями (А. С. Пушкин, В. Гюго, Ч. Дарвин, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо).

    Практические рекомандации по укреплению здоровья новорождённых предлагает известный советский физиолог профессор И. А. Аршавский.

    1. В первые недели жизни ребёнка

    основное внимание нужно обращать на его

    двигательную активность во время сна.

    В этот период ребёнок спит почти всё

    время. Однако природа не может до

    пустить такого безделья. И вот в дыхание

    спящего младенца периодически вплетает

    ся фаза длительного выдоха. Возникает

    дефицит кислорода, своеобразный «пуско

    вой механизм» двигательной активности.

    Происходит рефлекторное подрагивание.

    В результате 50—60 % времени спящий

    ребёнок проводит фактически в движении.

    Беда в том, что этому препятствует тугое

    пеленание. Не препятствовать двигатель

    ной активности спящего малыша —

    к этому сводится первый совет.

    2. Самым ощутимым стимулом мышеч

    ной активности малыша является разница

    температур его тела и окружающей среды.

    Чем больше эта разница, тем активнее

    мышечный тонус, обеспечивающий нор

    мальное развитие. Разумеется, разница

    температур должна быть ограничена рам

    ками физиологического, адаптивного,

    стресса. Каждая мать, распеленав ребёнка,

    чувствует под рукой напряжение его

    мышц. Как только напряжение спало, воз

    душную ванну следует прекратить. Именно

    тонус мышц регламентирует длительность

    закаливающих процедур. Поначалу у фи

    зиологически незрелого ребёнка этот пе-

    риод не превышает 5—10 сек, у зрелого порой достигает 60 сек.

    3. Купание занимает чрезвычайно важ

    ное место в жизни младенца. Во время

    этой процедуры необходимо развивать

    у ребёнка врождённую способность дер

    жаться на плаву. Для этого существует

    хорошо разработанная и оправдавшая

    себя методика обучения плаванию грудных

    4. Вся двигательная активность ребён

    ка должна осуществляться не по принуж

    дению, а благодаря интересу к этой

    активности. В первые недели жизни такой

    интерес стимулируют двигательные реф

    лексы, вызванные раздражением подошв,

    пяток, пальцев, ладошек. Важно с первых

    недель жизни способствовать свободному

    развитию способностей малыша, помогая

    ему самостоятельно проявлять свою ак

    5. Полезная процедура и массаж ре

    бёнка — лёгкие поглаживания его тельца.

    Но не следует ограничиваться только

    массажем малыша, нужно активно реали-

    зовывать и первые четыре рекоменда

    Литература: Божков Л. К. Физиология и патология недоношенного ребёнка: Пер. с болг. Мн., 1983; Лейн М., Бержерон М. Ваш ребёнок каждый день: От рождения до трёх лет: Пер. с фр. Мн., 1985; Справочник по педиатрии: (период новорождённости). Мн., 1979.

    bibliotekar.ru



    You Might Also Like