Raiting-OY.ru

Все о детях

Проблема развития речи детей раннего возраста

Проблема речевого развития ребенка раннего возраста

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей – это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При диагнозе ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо.

Термин задержка речевого развития у детей широко применяется в логопедической практике. Специалисты обращают внимание родителей, на то что ЗРР у детей – очень опасная вещь. Она может повлиять на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.

Задержка в развитии речи у детей отражается на формировании психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на формирование и выражение эмоций.

Диагноз ЗРР ставится детям до 3-х лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Дети с задержкой психо-речевого развития говорят короткими предложениями, употребляют мало прилагательных, редко задают вопросы

Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного обследования невропатологом, логопедом и психологом.

Чаще всего такой диагноз ставится, когда время уже упущено, поэтому родителям стоит уделять внимание развитию речи ребенка уже с самого раннего возраста.

Задержка речевого развития у детей формируется, если:

  • С ребенком не говорят или же по невнятным звукам определяют, что ему нужно. В подобном случае речь не развивается, так как у ребенка нет в ней объективной необходимости
  • Травмы, заболевания и поражения головного мозга. Также причиной развития задержки речевого развития у детей могут стать инфекционные заболевания, перенесенные еще в утробе матери или в первый год жизни
  • У ребенка есть проблемы со слухом, потому он не может внятно повторять то, что слышит от других
  • О задержке психо-речевого развития могут свидетельствовать:

    • Младенец молчит и не произносит никаких звуков, даже элементарного м-м-м
    • 12-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем
    • В возрасте 1,5 лет дети должны распознавать на слух предметы, показывать их на картинке и т.д.
    • 1,5–2-годовалый ребенок может свободно выполнять команды взрослого: открой рот , возьми ложку
    • 2-3 года – период произнесения отдельных слов и целых фраз
    • к 4-м годам дети произносят полноценные предложения, даже если большинство звуков пока выражаются неверно

    Первым, к кому следует обратиться, если вы заподозрили задержку речевого развития у детей – это детский психолог.

    Для того чтобы предотвратить появление задержки речевого развития у детей, с малышом нужно постоянно разговаривать. Комментируйте каждое свое действие, объясняйте происходящие вокруг события.

    Определить ЗРР у детей можно лишь в то время, когда ребенок уже должен разговаривать, то есть к 3-4 годам. Время к тому моменту уже упущено, потому пускать решение проблемы на самотек преступно. Если у ребенка есть показания, которые способствуют развитию задержки речи, усиленно заниматься с ребенком следует на самых ранних периодах.

    Сам диагноз ЗРР в психиатрии ставится на основе выводов невропатолога, психолога и логопеда, однако, задержка психо-речевого развития – это лишь запись в карточке, а что же происходит с ребенком на самом деле?

    Лечение задержки речевого развития следует начать с изучения причины ее возникновения.

    Лечение ЗРР у детей проводится опытным специалистом — детским психологом или психоаналитиком.

    Если задержка речевого развития у детей стала следствием психологических проблем (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре), то лучшим методом лечения ЗРР будет дополнительная стимуляция речи.

    Работа с психоаналитиком должна побудить ребенка к общению через речь. Подобные занятия особенно важны с аутичными детьми, страдающими задержкой психо речевого развития. Их внутренний мир очень сложно постичь даже подготовленным людям.

    Лечение ЗРР – сложный процесс, но вполне успешный при соблюдении некоторых условий, главным из которых является заинтересованность родителей.

    Если вовремя не приняться за лечение ЗРР у детей, это может привести к выраженному отставанию развития ребенка, в таком случае ребенок будет вынужден отправиться для обучения в спецшколу.

    Проблема речевого развития ребенка раннего возраста

    Проблема речевого развития ребенка раннего возраста

    Наиболее часто тревожит родителей детей раннего возраста запаздывание появления активной речи. Хорошо известно, что ребенок начинает говорить в период от 2 до 3 лет. Активная речь возникает у ребенка как средство ситуативно-делового общения со взрослым. Такая форма общения становится необходимой ребенку в связи с освоением окружающего его предметного мира. Открыв для себя существование предметов, ребенок устремляется к их познанию. Предметно-орудийная деятельность становится ведущей в этом возрастном периоде, обусловливая как познавательное, так и личностное развитие ребенка. В отечественной психологии подчеркивается необходимость участия взрослого человека в освоении ребенком предметного мира, так как окружающие ребенка предметы — это предметы человеческой культуры и не могут быть познаны им самостоятельно. Общением со взрослым опосредована вся познавательная активность ребенка. Слово становится средством такого общения.

    Появление активной речи является свидетельством психического развития, позволяющее родителям сравнивать своего ребенка со сверстниками. Иногда такое сравнение приводит к неоправданным волнениям. Довольно часто педагогам приходится встречаться с обеспокоенностью родителей, ребенок которых начинает говорить позже соседского . Не имея возможности оценить, насколько серьезным является такое отставание, родители часто драматизируют ситуацию и начинают сосредоточивать усилия на всевозможных формах стимуляции речевого развития. Часты случаи, когда такой усиленный прессинг имеет прямо противоположный результат. Ребенка начинают пугать не столько постоянные просьбы произнести то или иное слово, сколько эмоциональная окрашенность ситуации. Последствием такой настойчивости со стороны родителей может быть избегание ребенком самой ситуации общения, что в свою очередь только усугубляет проблему. Там, где отставание в речевом развитии ребенка вызвано особыми условиями общения с ним, сложившимися в семьебезусловно будет наиболее эффективна помощь специалиста, поскольку речь возникает как средство коммуникации,

    особенно важно бывает проанализировать условия детско-родительского взаимодействия.

    Появление активной речи у ребенка является результатом изменения формы его общения со взрослым. Оно может задерживаться по целому ряду причин.Непременным условием речевого развития является включенность ребенка в общение с другими людьми

    Так, например, при достаточно чутком отношении матери к нуждам ребенка он не испытывает необходимости в совершенствовании средств общения и использования речи. Если взрослый, ухаживающий за ребенком, чутко угадывает его желания и удовлетворяет их, не дожидаясь, пока малыш обратится за помощью, если вопросы задаются ребенку в такой форме, что ему достаточно только кивнуть, выбрав подходящий ему вариант ответа, активная речь становится просто ненужной.В таком случае родителям рекомендуется расширить сферу общения с ребенком за счет обсуждения способов использования бытовых предметов, личных нужд и интересов ребенка, где главным становится не передача команды-распоряжения, а обсуждение способов действия, их смыслового основания.

    Недостаточная интенсивность речевого общения может объясняться занятостью, усталостью родителей, которые начинают приветствовать самостоятельные занятия ребенка. Удобство родителей, их спокойствие иногда становится фактором, ограничивающим речевое развитие ребенка.

    Запаздывание появления активной речи может быть следствием прямо противоположной ситуации — ответом на чрезмерную активность и инициативность взрослого, которая не оставляет места инициативе ребенка.

    Необходимость в использовании активной речи не возникает и в том случае, если в отношениях с ребенком в семье на первом плане продолжает оставаться эмоциональное взаимодействие (для выражения чувств не всегда нужны слова). То, что является абсолютно необходимым в младенчестве, становится недостаточным в связи с взрослением малыша и началом активного освоения им мира человеческой культуры. Речь необходима для содержательного обмена информацией при объединении усилий взрослого и ребенка для достижения единой цели. Поэтому отсутствие сотрудничества в решении задач продуктивной деятельности также лишает ребенка необходимости осваивать активные формы речи.

    Итак, очевидно, что решение проблемы речевого развития требует анализа семейной ситуации с точки зрения организации взрослым достаточного уровня общения и сотрудничества с ребенком и специфики способа их взаимодействия.

    К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей

    Г.В. Чиркина Институт коррекционной педагогики Российской академии образования , Москва

    Проблема ранней диагностики и коррекции развития детей с нарушениями речи в современной логопедии представлена недостаточно. Большое распространение получили традиционные представления о том, что логопедическое воздействие целесообразно применять в случаях выраженного отставания речевого развития от возрастных нормативов. Исключение составляют лишь категории детей с врожденными дефектами артикуляционного аппарата, с детским церебральным параличом и другими рано диагностируемыми отклонениями психомоторного развития. Для этой группы нарушений имеются соответствующие методические рекомендации.

    Недостаточно разработаны вопросы выявления и диагностики отклонений в развитии речевой деятельности у детей с сохранными предпосылками интеллектуального развития и нормальным слухом, большая часть которых квалифицируется как группа риска по речевой патологии в возрасте 4-5 лет. Развитие и функционирование логопедических учреждений также ориентировано на этот возраст.

    В настоящее время наметилась тенденция к более раннему и углубленному обследованию психомоторного и коммуникативного развития ребенка, позволяющему своевременно выявить и скорректировать ранние признаки речевого недоразвития.

    В последние годы осуществляется экспериментальная работа по изучению особенностей раннего речевого развития детей и разработке методических рекомендаций по нормализации и коррекции речи в я/садах г. Москвы № 815 и 1901.

    Установлены наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение анатомо- физиологических предпосылок речевой деятельности. К ним относятся:

  • понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательных стадий овладения импрессивной речью;
  • долингвистическая вокальная продукция (возраст и этапы вокализации, репертуар согласных звуков, организация лепетных звуков по типу итерации, структура слогов, просодия);
  • первые комбинации жеста и слова; речевые акты утверждения и просьбы (отдельными словами; двусловные высказывания); появление коммуникативных намерений;
  • начало активной речи (объем словаря и особенности детских номинаций; ранний синтаксис; аккомпанирующая речь; мотивированность речи действием или ситуацией);
  • овладение фонемным строем речи (последовательное образование дифференциации фонем по акустическим и артикуляционным признакам; характер фонетических трансформаций).
  • Эти характеристики сопоставляются с данными клинико-психологического обследования и особенностями микросоциальных и педагогических условий формирования речи ребенка в каждом отдельном случае.

    Решить однозначно вопрос, является ли отсутствие нормативных для данного возраста языковых единиц показателем речевой патологии в форме общего недоразвития речи или темповым отставанием, в младшем дошкольном возрасте достаточно трудно. Необходимо динамическое наблюдение за характером и темпом развития различных компонентов речевой деятельности не только в процессе неоднократного обследования, но и акцентуация логопеда на положительных изменениях под влиянием коррекционной работы, которое возможно осуществить в условиях ясли/сада.

    Обоснование коррекционной работы с данной категорией детей предполагает тщательно собранный анамнез с углубленным анализом периода доречевого развития ( непосредственного зачатка речи ); многоаспектное логопедическое обследования; неврологическое и нейропсихологические обследование: оценку возрастной нормативности выявленных симптомокомплексов (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова); наблюдения логопеда и воспитателя за процессом коммуникации детей со взрослыми и между собой; постоянную фиксацию положительных сдвигов в общении.

    Методическая схема психолого-педагогического наблюдения за ребенком в процессе его обучения и воспитания разработана в ИКП РАО в соответствии с принципами нейропсихологического метода анализа нарушений психических функций с учетом входящих в состав психической деятельности ребенка основных психофизиологических факторов: регуляции психической активности; зрительно- пространственного; слухо-речевого; речедвигательного с артикуляционным и динамическим (кинетическим) компонентами.

    Данные психолого-педагогического наблюдения сопоставлялись с результатами целенаправленного нейропсихологического обследования ВПФ — различных видов праксиса, слухомоторной координации, зрительного гнозиса, слухоречевой и зрительной памяти и др. по схеме, адаптированной в соответствии с возрастом детей (Алле А.Г.).

    Результаты исследования детей младшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии, проведенного в ходе экспериментальной работы в детских садах NN 1901, 815 г. Москвы свидетельствуют об адекватности применения предлагаемого подхода к постановке речевого диагноза.

    На основе обобщения полученных данных разработаны основные направления раннего коррекционного воздействия и проект программы по коррекции речевого недоразвития младших дошкольников.

    Определены содержание и методы развития импрессивной стороны речи, фонетического строя русской речи, словарного запаса, элементарных форм долингвистической и монологической речи. Особое внимание обращено на формирование коммуникативной функции с использованием накопленного словарного материала. По основным разделам программы подготовлены конспекты логопедических занятий (А.В. Сенчило).

    Полученные данные могут быть использованы для рекомендации по структурной перестройке системы раннего выявления и коррекции детей с отставанием в развитии речевой и коммуникативной способности различной этиопатогенетической обусловленности.

    Мы полагаем, что в настоящее время целесообразно выделить особую область превентивного логопедического воздействия и профессиональную активность логопеда направить на более ранний возраст. Необходимо также более широко распространить опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания ясельных диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением.

    © 2000 – 2016 Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education, ISSN 2312-0304

    Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

    Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

    Свидетельство Эл № ФС77-59883 от 17 ноября 2014 г.

    При использовании материалов прямая активная ссылка на издание Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education обязательна.

    Документы могут использоваться только для некоммерческих и личных целей.

    vylechitrebenka.ru

    Особенности речевого развития детей раннего возраста (стр. 1 из 9)

    «Особенности речевого развития детей раннего возраста» СодержаниеВведение…………………………………………………………………………. Глава 1. Теоретические основы проблемы речевого развития детей раннего возраста ……………………………………………………………………….1.1. Речевое развитие детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………….1.2. Структурные компоненты развития речи детей раннего возраста.1.1.1. Развитие понимания речи………………………………………………1.1.2. Развитие собственно активной речи…………………………………. 1.1.3. Развитие способности к выполнению речевых инструкций…………Выводы по первой главе………………………………………………………. Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей речевого развития детей раннего возраста.2.1. Экспериментальная методика по выявлению уровня речевого развития у детей раннего возраста …….2.2. Обработка результатов исследования ………………………………………2.3. Разработка рекомендаций по развитию речи детей раннего возраста для родителей и воспитателей…………………………………………………..Выводы по второй главе ………………………………………………………Заключение ………………………………………………………………………Список используемой литературы ……………………………………………..

    Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека, то есть в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах внешней и внутренней. Внешняя представлена следующими видами: устная речь (монолог, диалог); письменная речь. На ее развитие оказывают влияние множество факторов: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), а также условия окружающей среды.

    Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей 3-го года жизни занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже, В. Штерна и другие.

    Проведенные исследования М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может и не страдать. « Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», – писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган туда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.

    Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

    С древнейших времен первой формой общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. На развитие речи ребенка, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции руки ребенка и ее координации. Особенно перспективным и значимым в этом смысле является использование игровых упражнений, пальчиковой гимнастики и включение их в занятия по развитию речи во всех дошкольных учреждениях.

    Комплекс этих занятий необходимо разработать с позиции развития координации движения рук, тактильного восприятия предметов пространственной ориентации, развития мышечных ощущений, и формирования контроля над мышечным тонусом. Через освоение серийных комплексных упражнений можно развивать у ребенка не только зрительно-мышечную координацию, но и расширению активного и пассивного словаря ребенка, что подготавливает почву к формированию речи, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь.

    Значимость и актуальность исследования подтверждаются неослабевающим вниманием к ней со стороны современных психологов. Вопросами использования в практике ДОУ пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр и упражнений для детей 3-го года жизни занимаются психологи А.С. Галанов, С.Е. Корнилова, С.А. Куликова, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.

    Несмотря на значительную работу, проведённую психологами в плане решения важнейших теоретических и практических вопросов, связанных с использованием пальчиковой гимнастики и упражнений по развитию моторики детей третьего года жизни как средства формирования речи детей третьего года жизни, остались без внимания многие положения, определяющие методику их применения в структуре комплексных занятий по развитию речи, а также вопросы осуществления совместной работы воспитателей и родителей по использованию тонкой моторики в речевом развитии детей третьего года жизни.

    Недостаточная разработанность проблемы и её значимость для теории и практики ДОУ обусловили выбор темы исследования: «Особенности речевого развития детей раннего возраста».

    Объектом исследования является речевое развитие детей третьего года жизни.

    Предметом исследования выступают особенности речевого развития детей третьего года жизни.

    Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальное исследование особенностей речевого развития детей третьего года жизни.

    Данная цель требовала решения следующих задач :

    1. Проанализировать состояние проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.

    2. Выявить особенности речевого развития детей третьего года жизни.

    3. Разработать рекомендации для родителей и воспитателей по развитию речи детей третьего года жизни.

    Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что особенностями речевого развития детей раннего возраста являются:

    1. Включение в структуру занятий по развитию речи игровых упражнений, направленных на развитие тонкой моторики.

    2. Применение пальчиковой гимнастики в форме игровых пауз в режиме дня ДОУ.

    3. Осуществление совместной работы воспитателей и родителей по использованию тонкой моторики в развитии речи.

    Поставленные задачи решались с помощью следующих методов :

    1.Анализ психолого-педагогической литературы.

    2.Экспериментальные методы: диагностические ситуации «Пассивный взрослый», «Совместная игра со взрослыми», «Совместное разглядывание картинок» (Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова), беседа с воспитателями.

    3.Методы математической обработки.

    Исследование проводилось в дошкольной группе при МОУ Ливенская средняя школа. Экспериментальная выборка включала 30 детей в возрасте 2-3-х лет, из которых 15 детей вошли в экспериментальную группу, а другие 15 детей составили контрольную группу.

    Глава 1. Теоретические основы проблемы развития речи детей третьего года жизни. 1.1.Речевое развитие детей раннего возрас та как психологическая проблема.

    Ранний возраст-это период наиболее интенсивного развития организма. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, в этом утверждении есть здравый смысл. Одним из основных новообразованием данного возраста является развитие речи [13;964]. В настоящее время в психологии нет единого определения речи. Рассмотрим некоторые из них.

    Согласно, психологическому словарю Речь (анг. Speech) — исторически сложившиеся форма общения людей посредством языка [6;455].

    По мнению Р.С. Немова: «Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации» [39;675].

    Проблема речевого развития нашла отражение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. « Речь в подлинном смысле слова является средством сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи; в этом специфика речи в подлинном смысле слова, речи человека» [53;400]. В развитии структуры речи он отмечал, что отправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением, будучи по структуре одним словом, оно функционально приближается к предложению. Затем в среднем между 1,5 и 2 годами у ребенка появляются первые не однословные предложения (из 2—3 слов); они представляют собой сначала как цепь однословных предложений. На третьем году жизни ребенок переходит к флексийной речи [53;402].

    mirznanii.com

    • Главная
    • Воспитание
    • Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
    • Актуальность проблемы речевого развития.

      Речь-это удивительное сильное средство,

      но нужно иметь много ума,

      чтобы пользоваться им.

      Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.

      Внутренняя речь — то, что мы произносим в своих мыслях.

      Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.

      Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.

      Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.

      Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

      Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.

      Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.

      Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

      Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста

      Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.

      Педагог. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме развития речи наших детей.

      Почему мы решили поговорить с Вами о проблеме речевого развития детей?

      Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста — своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. Любое нарушение и любая задержка в ходе развития речи ребенка сказывается на его поведении и его деятельности.

      До поступления наших детей в школу осталось совсем немного времени. И важно, чтобы будущие школьники умели рассуждать, объяснять, доказывать, правильно строить предложения, иметь богатый словарный запас.

      Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

      Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

      И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает. Беспокоит ли нас это сейчас? Если «да», то мы рады, что вас беспокоит эта проблема. Если «нет», очень жаль, поскольку вопросу развития речи детей нужно уделить пристальное внимание.

      Педагог. Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? Давайте подберем подходящие характеристики, я запишу их на доске.

      Речь должна быть: Речь наших детей:

      Это идеал. А что же получается на самом деле?

      В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

      Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

      Односложная речь — состоящая из одних простых предложений.

      Бедная речь — недостаточный словарный запас, в основном бытовой тематики, употребление слов-паразитов, нелитературных слов и выражений.

      Безграмотная речь — грамматические ошибки при согласовании слов, образовании новых слов.

      Бессвязная речь — неспособность построить пересказ, рассказ на предложенную тему, описать предмет, картинку.

      Невыразительная речь – неумение использовать интонации.

      Нечеткая речь – неправильное произношение звуков родного языка. (Эти проблемы записываются на доске во второй столбик) .

      Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была… (зачитываются слова из 1-го столбца, а она часто зачастую бывает (зачитываются слова из 2-го столбца) .

      Педагог. Возникает очередной вопрос: «Что же делать? » Ответ однозначен, заниматься речевым развитием детей не только в детском саду, но и дома.

      — Что мы делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме? Работа по развитию речи в старшей группе предусматривает решение следующих задач:

      • осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;

      • обогащать речь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими свойства и качества пред-метов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующими настроение человека, его отдых;

      • упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением;

      • помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

      Грамматический строй речи:

      • продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными;

      • помогать замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить;

      • знакомить с разными способами образования слов;

      • упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал) ;

      • учить правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные;

      • упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

      В подготовительной группе особое место занимает развитие фонематического слуха (учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки, определять место звука в слове) и дальнейшее совершенствование связной речи — улучшать диалогическую форму речи, развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предло-женную воспитателем.

      Что можете делать Вы?

      • В первую очередь – разговаривайте с детьми, а, разговаривая, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть спокойной, четкой и внятной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

      • Во – вторых, если Вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, невропатологу) .

      • Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Обязательно обсуждайте прочитанное.

      • Заучивать с детьми стихи (тренирует не только выразительность речи, но и память, тренироваться в произношении скороговорок и чистоговорок (улучшает произношение).

      • Любят дети отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался? », «почему? »

      И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им.

      Задумайтесь, как часто Вы говорите своему ребенку эти фразы:

      • Ты самый любимый!

      • Ты очень многое можешь!

      • Что бы мы без тебя делали!

      • Я радуюсь твоим успехам.

      • Расскажи мне, что с тобой.

      Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста

      21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

      В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте вместе сними и обязательно просите их рассказывать, что изображено, описать игрушку. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Читайте до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать, но помните, что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки.

      М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами. Детям вначале легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться, чтобы ребенок мог построить домик даже из палочек размером со спичку. Старайтесь не просто дать ребенку задание построить дом, собрать картину в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет, закрепите цвет фигуры, форму. При развитии мелкой моторики комплекс игр поможет вашему ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем, обмотав их цветными нитками, вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или в мишень. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет сам мастерить игрушки. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша. Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью. В этом случае ребенку можно рассказать сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он озорной и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка все время упирается, то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать до кончика носа, то подбородка. Язык можно сделать то широким, то узким. Можно предложить пощелкать языком «Как лошадка». Предложить поговорить по секрету, т. е. шепотом, при этом работа артикуляционного аппарата усиливается – тем самым вы укрепите мышцы губ, языка. Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, в парке, в лесу обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры. Обратите внимание на цвет листьев осенью весною, на то, как воробушки купаются в луже и т. д.

      Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

      1. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. – М. ; 1981.

      2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М. ; 1982.

      Предварительный просмотр:

      Актуальность развития речи дошкольников.

      Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.

      А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

      В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

      Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

      Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.

      С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

      Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

      Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование) , пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

      Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

      Условия успешного речевого развития.

      1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

      — сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

      — сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

      2.Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

      — речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

      — в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

      3.Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

      — следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения) ;

      — наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

      4.Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

      — сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

      — помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

      — обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ;

      — знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

      5.Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

      — учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

      — учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

      6.Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

      — поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

      — организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

      7.Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

      8.Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

      — стимулируют детей комментировать свою речь;

      — упражняют в умении планировать свою деятельность.

      9.Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

      10.Сотрудники поощряют детское словотворчество.

      Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

      Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи Условия успешного речевого развития. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы. Актуальность проблемы развития речи

      «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения»

      — провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.

      — определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.

      — совершенствование работы в ДОУ по познавательно — речевому развитию детей дошкольного возраста.

      План проведения педсовета:

      1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

      2. Рекомендации к проведению НОД по развитию речи.

      1. Деловая игра «Мозговой штурм»

      Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

      Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

      Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение.

      С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

      Причины низкого уровня развития речи:

      1. Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

      По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

      — связные высказывания короткие;

      — отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

      — состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

      — уровень информативности высказывания очень низкий.

      Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

      При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

      2. Недостаточная подготовка к занятию.

      При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

      3. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

      — Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

      — В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

      4. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

      Поэтому проблема речевого развития детей остается актуальной в настоящее время.

      Рекомендации к проведению НОД по развитию речи.

      Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребенком речи окружающих зависит прежде всего от натренированности мускулатуры его органов речи, в плане необходимо предусмотреть максимум речевой активности детей не только на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, но и на всех видах занятий . Только на основе артикуляционно-правильной, дикционно-четкой и яркой речи можно выработать и интонационно выразительную речь.

      При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы, т.е образовательная деятельность.

      На НОД по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов НОД живая разговорная речь и художественная литература на НОД является не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при проведении каждой ОД важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данной ОД.

      Усвоение грамматического строя речи в дошкольном возрасте идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением как единицы речи.

      Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребенок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него в старших группах. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки ,картинки.

      Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5-10 минут, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. ОД должна проходить непринужденно, живо.

      Воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить игровые персонажи, особенно при повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые связи включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.

      Для занятия по развитию речи лучше брать всего одну задачу, это позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.

      Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Это такие приемы, как:

      1 образец речи педагога

      3 мотивировка учебного материала (придумайте предложение со словом пианино. Напоминаю, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый из вас должен научиться говорить правильно и красиво)

      4 сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разного рода, окончания существительных) . Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы

      5 сопряженная речь, отраженная речь

      6 исправление, подсказка.

      Планируя ОД по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.

      Так в работе с детьми младших групп (когда запас впечатлений представлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию) метод имитации, или отраженной речи, будет ведущим. Другие методы (метод разговора-беседы, метод пересказа, метод рассказывания — сочинения) хотя и имеют место в работе с малышами, но используются в качестве сопутствующих.

      Методом имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах- на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так ,знакомя с понятием предложение, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит , что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас , и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам ,они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих группу, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада.

      Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план (где было, когда, с чего начиналось, что было потом, чем закончился рассказ?) , он предлагает придумать свои рассказы.

      Дети, составляя рассказ по образцу, с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.

      Метод разговора- беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки) , на картинки, а в старших группах – на словесные дидактические игры.

      Метод пересказа широко используется в работе с детьми начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующей цели, то «старшие» дети ухе владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить.

      С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонации) . Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речи на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений- отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.

      Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению) воображению.

      Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие-сопутствующими.

      Решение нескольких языковых задач требует различных приемов работы и более сложной структуры занятия, но желательно , чтобы весь материал был объединен по содержанию тематически.

      При проведении занятия важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умения и навыков, а значит, необходимы повторные упражнения на однородном материале, облегченном или усложненном в зависимости от успехов. Эти упражнения должны быть смежными по времени, чтобы не допускать угасания навыка в процессе его формирования.

      При планировании каждой ОД определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности:

      — восприятие и описание натуральных объектов и их моделей

      — использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстации, презентации, диафильмы)

      — словесные приемы — образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра- драматизация.

      Выбор приемов работы обусловлен как содержанием языковой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика) , так и уровнем развития речевых навыков к моменту проведения данного занятия.

      Особое место в плане ОД занимает текстовый дидактический материал- сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности, и т.д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность) .

      Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми языковых задач.

      Деловая игра «Мозговой штурм»

      В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования, и как следствие этого перед нами возникает вопрос: «Как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, какие знания ему дать в дорогу? » осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня — творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

      В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

      Итак, уважаемые педагоги, проблема речевого развития и воспитания дошкольников в сфере новых требований в системе дошкольного образования достаточно актуальна на сегодняшний день, что и определило тему нашей деловой игры.

      1. Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают своё название на выставленных табличках. (1мин)
      2. Разминка:Перед командами лежат вопросы. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы.

      Вопросы:1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)

      2 Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи) .

      3Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей) .

      4 Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи?(Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)

      5 Что такое диалог и монолог? (диалог — Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям ) .

      6Рассказ – описание – это …. (Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему) .

      7 Рассказ – повествование – это …… (Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени)

      8Какие виды речи вам известны? (Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)

      3.Разработка рекомендаций для родителей:каждая команда получает листок и ручку. В течение двух минут члены команд общаются между собой и составляют памятку для родителей по формированию речи ребёнка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются.

      4. Замените предложения пословицей(кто быстрее) .

      — Учись всю жизнь (век живи, век учись) .

      — Нужно беречь время (делу время, потехе – час) .

      — Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .

      — Не болтай (держи язык за зубами) .

      — Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех) .

      — Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело) .

      5. Рубрика «Говори правильно»(по одному игроку из команды)

      Карл у Клары украл кораллы,

      А Клара у Карла украла кларнет.

      Королева Клара сильно карала

      Карла за кражу кораллов!

      Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.

      6. Ответь на вопрос ребенку.

      Педагоги должны ответить на предложенные вопросы так, чтобы было доступно и понятно детям:

      1 Что такое этажерка?

      3 Почему коньки так назвали?

      4 Почему говорят «дело в шляпе»?

      5 Почему говорят «Время истекло»?

      6 Почему красный цвет так назвали?

      7 Как понять выражение «лубяная избушка»?

      8 Почему кровать для младенца называется «люлькой»?

      1. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?

      На первый план выдвигается общение со сверстниками.

      Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных пред?метных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внима?ние соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.

      2. Назовите главные задачи познавательного развития.

      Тематический контроль познавательно речевое развитие

      Развитие общих познавательных способностей: умение наблю?дать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы соб?ственной деятельности и т.д.

      3. Перечислите функции речи старшего дошкольника.

      ¦ Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.

      ¦ Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.

      ¦ Речь — как область объективных отношений, которые позна?ет ребенок.

      ¦ Речь — как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.

      4. Назовите задачи познавательного развития в процессе воспи?тания патриотических чувств.

      ¦ Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их про?верки, делать выводы и т.д.

      ¦ Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну.

      ¦ Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отноше?ний и т.д.

      8. Кроссворд «Развитие речи»

      1 Изложение прослушанного произведения (пересказ)

      2 Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание)

      3 Сообщение, в котором факты следуют один за одним. (повествование)

      4 Связное развернутое изложение какого-либо факта.(рассказ)

      5 Литературное произведение для пересказа.(сказка)

      6 Тип связной речи.(диалог)

      7 Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек.(образец)

      8 То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

      9 Прием, используемый ребенком после рассказа для уточнения.(вопрос)

      10 Прием , который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

      11 Сообщение о фактах, существующих одновременно (описание)

      12 Прием, используемый в сарших группах при пересказе литературного произведения (драматизация)

      13 Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственной связи.(рассуждение) .

      Подведение итогов педсовета. Решение.

      Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

      — пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

      — оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника», ответственные педагоги групп срок март месяц) .

      Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственный логопед, ст. воспитатель, посещение занятий в группах)

      Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

      Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

      В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.

      Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической.

      Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

      К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

      Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.

      Фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Он является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

      В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок.

      Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.

      Данное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами фольклора.

      Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.

      Например, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь.

      Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.

      С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

      С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

      Целью моей работы: является повысить уровень развития связной речи дошкольников средствами фольклора; приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.

      Для себя я выделила основные актуальные задачи:

      -определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;

      -проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;

      -показать красоту русского языка через устное народное творчество, сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.

      Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей дошкольного возраста повышается, если:

      — педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

      — будет организовано специальное обучение родной речи с использованием фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;

      — формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

      1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.

      2. Повседневная жизнь в группе.

      3. Изучение разных форм фольклора.

      4. Работа с родителями.

      Другие статьи по теме:

      Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей.

      Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ.

      Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

      Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр.

      Поговорки для детей дошкольного возраста

      Фольклор для детей дошкольного возраста

      Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи.

      Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи.

      Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

      «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова.

      Консультация для родителей «Английский язык в дошкольном возрасте» Английский язык в детском саду – это весело, доступно и полезно всем малышам. Основной задачей изучения английского языка в детс.

      Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация — одна из ведущих идей модерни.

      Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре.

      Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл.

      Долгосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказка своими руками» Вид проекта: Совместный, сделанный с воспитателем 1 категории Хлякиной В. Н., детско-родительский, творческий. П.

      Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕР.

      raguda.ru



    You Might Also Like