Raiting-OY.ru

Все о детях

Опыт сотрудничества с семьями детей

Опыт работы с родителями по теме: «Физкультурно-оздоровительные мероприятия, как форма сотрудничества ДОУ и семьи»

Каждый родитель понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья ребенка необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольника потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучше показать ребенку, как нужно относиться к физической культуре и спорту, на собственном примере. Если дети видят, что родители испытывают удовольствие от ходьбы на лыжах, катания на коньках, пеших прогулок, т. е. от любого здорового активного досуга, они будут им подражать.

При этом мы (педагоги, специалисты ДОО) считаем, что основная наша цель – сформировать потребность у родителей сотрудничать с нами.

Ежегодную работу с родителями я начинаю с участия в родительских собраниях. Это традиционная форма работы, позволяющая педагогу лично знакомиться с семьями воспитанников и на основе личной беседы выявлять потребности и желания родителей в вопросах физического воспитания.

Безусловно, на родительских собраниях не возможно получить ответ на все вопросы, поэтому я провожу анкетирование, для получения объективной картины значимости физической культуры и спорта в семье; выясняю, занимаются ли родители спортом, интересуются ли они спортивными достижениями ребенка, а также стремятся ли они к привлечению детей к физической культуре.

Важной формой работы с родителями считаю проведение консультаций, а также стендовая информация: вывешивание в приемных групп папок с рекомендациями по обучению детей различным видам движений, комплексами общеразвивающих упражнений с примерами игр. Папки пополняются в течение года, в зависимости от времени года и пожеланий родителей.

Отличительная особенность совместных занятий детей и взрослых состоит в том, что взрослые помогают инструктору, и каждый из них – тренер своего ребенка. В результате отмечается повышение активности занимающихся и высокая эффективность занятий. Воспитанники старательно выполняют все движения, активны, самостоятельны, инициативны, стараются получить положительную оценку взрослых – не только педагога, но и в первую очередь родителей. Совместные занятия мотивируют родителей на взаимодействие со специалистами детского сада.

Хорошей традицией в детском саду стала организация выставок совместных работ детей и родителей «Любим спортом заниматься! », а также фотовыставок, которые отражают совместный физкультурный досуг взрослого и ребенка. Многие родители с удовольствием принимают в них участие, приносят фотографии, рисуют.

Семейные физкультурные досуги проходят очень эмоционально, в них много шуток, юмора, соревновательного задора. Обычно они приурочены к каким-либо праздничным датам. Например, ко Дню матери проводится спортивный праздник «Зарядка вместе с мамой»; «Папа – гордость моя» ежегодно проводится к 23 февраля.

Содержание праздника включает эстафеты, игровые задания, подвижные игры, где взрослые выступают в паре с ребенком, с группой детей. Игры отличаются своей динамичностью и простотой, так как рассчитаны на любой возраст участников и не требуют дополнительного времени на разучивание. Они интересны и доступны для дошкольников и их родителей, бабушек и дедушек.

Дети любят праздники, а когда рядом папа и мама – это праздник вдвойне.

Так как большая часть жизни ребенка проходит в семье, развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи — родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребенка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни. Проблему оздоровления дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьей.

«Опыт работы с родителями по теме: «Физкультурно-оздоровительные мероприятия, как форма сотрудничества ДОУ и семьи» »

Опыт работы с родителями

«Физкультурно-оздоровительные мероприятия, как форма сотрудничества ДОУ и семьи»

Автор: Шафиева Екатерина Юрьевна,

инструктор по физической культуре

Каждый родитель понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья ребенка необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольника потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучше показать ребенку, как нужно относиться к физической культуре и спорту, на собственном примере. Если дети видят, что родители испытывают удовольствие от ходьбы на лыжах, катания на коньках, пеших прогулок, т. е. от любого здорового активного досуга, они будут им подражать.

Дошкольная организация ежедневно взаимодействует с семьей, поэтому имеет возможность оказывать непосредственное влияние на родителей воспитанников.

При этом мы (педагоги, специалисты ДОО) считаем, что основная наша цель – сформировать потребность у родителей сотрудничать с нами.

В работе по физическому воспитанию с семьями воспитанников, я использую разнообразные формы, средства и методы.

В нашем детском саду проходят открытые занятия, в том числе и физкультурные, которые демонстрируют, чему воспитанники научились за год. Родители наблюдают за детьми на занятии, что дает возможность увидеть результаты воспитательно-образовательного процесса, осознать особенности личности ребенка и его индивидуальность.

Помимо открытых занятий я провожу и совместные физкультурные занятия родителей и детей, целью которых является: формирование двигательных навыков у детей и обучение родителей. Такие занятия дают возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми; помогают создать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности, снизить дефицит общения.

Отличительная особенность совместных занятий детей и взрослых состоит в том, что взрослые помогают инструктору, и каждый из них – тренер своего ребенка. В результате отмечается повышение активности занимающихся и высокая эффективность занятий. Воспитанники старательно выполняют все движения, активны, самостоятельны, инициативны, стараются получить положительную оценку взрослых – не только педагога, но и в первую очередь родителей. Совместные занятия мотивируют родителей на взаимодействие со специалистами детского сада.

Хорошей традицией в детском саду стала организация выставок совместных работ детей и родителей «Любим спортом заниматься! », а также фотовыставок, которые отражают совместный физкультурный досуг взрослого и ребенка. Многие родители с удовольствием принимают в них участие, приносят фотографии, рисуют.

Конечно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований.

Спортивные праздники для детей проходят при активном участии родителей, которые с удовольствием играют в игры, соревнуются с детьми и между собой.

Семейные физкультурные досуги проходят очень эмоционально, в них много шуток, юмора, соревновательного задора. Обычно они приурочены к каким-либо праздничным датам. Например, ко Дню матери проводится спортивный праздник «Зарядка вместе с мамой»; «Папа – гордость моя» ежегодно проводится к 23 февраля.

Такие мероприятия укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, способствуют повышению авторитета родителей.

Дети любят праздники, а когда рядом папа и мама – это праздник вдвойне.

kopilkaurokov.ru

Программа развития взаимодействия семьи и начальной школы

Семья и школа — это берег и море. На берегу ребёнок делает первые шаги, получает первые уроки жизни,

а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.

Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега:

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. «Все мы родом из детства», «Всё — и хорошее, и плохое — человек получает в семье». Эти педагогические мудрости известны всем. Именно семья была, есть и, наверное, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за репродуктивные функции, но и за воссоздание определённого образа жизни. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй в этом процессе. Исследованиями доказано, что дети, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях с окружающим миром. Дети, родители, педагоги — члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Партнёрские отношения между учителями и родителями должны быть прочными и всесторонними, особенно, что касается семей, имеющих детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте динамично формируется не только интеллектуальная основа личности, но и её главные нравственные качества. Проблема взаимоотношений школы с родителями учеников, наверно, существует столько времени, сколько существует и само школьное обучение. Безусловно, школы накопили громадный опыт сотрудничества с семьями, во многих школах сложились традиции и системы сотрудничества с родителями. Наш опыт работы по данной проблеме позволил нам разработать собственную программу взаимодействия семьи и начальной школы.

Актуальность создания программы

В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а первостепенной ценностью, что крепкая и дружная семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Вместе с этим, в условиях рыночной экономики, при переходе от общества индустриального к обществу постиндустриальному и информационному, мир жестко предъявляет к будущему поколению новые требования: современный человек должен быть внутренне мобильным и самостоятельным, должен уметь быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации, должен учиться всю свою жизнь. И именно, «сегодняшние» младшие школьники, станут «завтрашней» опорой нации, от их личного благополучия зависит, и благополучие общества. Воспитание такого человека требует мобилизации всех социальных институтов, особого внимания и воздействия воспитательной среды школы, внеклассной работы, общественно-полезного труда и семейного воспитания. В свою очередь, социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Во многих семьях просматриваются характерные проблемы:

  • разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций;
  • дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;
  • резкое сокращение межличностных внутрисемейных и межсемейных отношений; обедненный, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени;
  • дестабилизирующее влияние пьянства, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;
  • необходимость экономического, а порой и физического выживания;
  • психолого-педагогическая неграмотность родителей.
  • Родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей порой, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешне, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу ребенка из-под влияния семьи». Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам. Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий родителей, социального статуса семьи. Несомненно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности.

    В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна и нужна современной школе, современному обществу, особенно работа учителя начальных классов.

    Основная идея программы — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной воспитательно-образовательной среды школы, где ребенок выступает в роли члена коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения. У семьи и образовательного учреждения — единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны, но ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей.

    Цели и задачи реализации программы

    Совершенствование системы совместной деятельности семьи и школы, направленной на воспитание и развитие личности ребёнка.

    Достижение главной цели направлено на решение следующих задач:

    • формировать единые взгляды педагогов и родителей на изучение личности учащегося с учётом интересов, склонностей и состояния здоровья детей;
    • проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей;
    • создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива;
    • развивать отношения уважения и доверия между родителями и детьми.
    • Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа — семья». В нашей программе это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.

      Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики (информирование, диагностирование, коррекционная работа).

      Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не нужно это делать одному. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, социальных педагогов, представителей общественных организаций, учителей-предметников.

      Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют её применения.

      Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.

      Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

      • родительских собраний;
      • тематических и индивидуальных консультаций;
      • внеклассных мероприятий;
      • организации поездок, экскурсий.
      • Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом.

        Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях.

        Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого — педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребёнка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.

        Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

        Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы.

        • Экскурсия — знакомство со школой и школьными службами.
        • Праздники класса.
        • Встреча с администрацией учебного заведения и социально — психологической службой.
        • «Дни открытых дверей в классе».
        • Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.
        • Формы совместной деятельности

          Перечисленные выше направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.

          Главными формами взаимодействия классного руководителя с родителями являются индивидуальные и групповые формы работы.

          К групповым формам работы классного руководителя с семьёй можно отнести:

          • родительские собрания,
          • конференции,
          • вечера вопросов и ответов,
          • родительские университеты.
          • Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.

            Наиболее распространённой формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

            Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.

            По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

            Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

            Тематические родительские собрания — это собрания, которые посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания. как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

            Итоговые родительские собрания — это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

            Важной формой групповой работы с родителями является конференция.

            Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнениями по определённой проблеме.

            Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи имеют встречи родителей классов и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных областях знаний, с педагогическим коллективом.

            Хорошей традицией в работе с классным коллективом является проведение встреч поколений, которые проводятся в честь праздника Победы, в месячник пожилого человека. На этих встречах рядом дедушки и бабушки, внуки и правнуки, отцы и матери: одним есть, что вспомнить, другим есть, что узнать от старшего поколения.

            Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

            Организация взаимодействия с родителями и детьми осуществляется через:

            • формы познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, недели наук и др.)
            • формы трудовой деятельности (оформление кабинета, создание классной библиотеки, трудовой десант и др.)
            • формы досуга (праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов, соревнования, конкурсы, поездки, походы и др.
            • Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями в воспитании подрастающего поколения позволит:

              • сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы;
              • создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности, позитивной школьной мотивации детей;
              • укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и школы в деле воспитания;
              • добиться стабильной динамики позитивного изменения психологического климата в родительском и детском коллективах
              • Критерии оценки эффективности совместной работы школы с родителями:

                • наличие организационной структуры в работе с родителями;
                • конкретные дела родителей, помощь школе и классу;
                • наличие традиций сотрудничества школы с родителями;
                • обеспечение с помощью родителей социальной защиты детей;
                • позитивный уровень сохранности здоровья детей;
                • высокая скорость реакции родителей на запросы школы и наоборот.
                • Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. И всё же на семье лежит ответственность и обязанность овладеть всеми навыками, создать здоровый климат взаимоотношений, заботиться о детях. И если родители становятся нашими единомышленниками, коллегами — это даст положительный результат.

                  План мероприятий по реализации программы

                  Сформулированные цели и задачи обусловили перспективный план работы с родителями.

                  1. Родительские собрания — 1-2 раза в четверть.

                  2. Индивидуальные беседы — по мере необходимости.

                  3. Консультации (индивидуальные и по группам) — 1 раз в неделю.

                  4. Организация совместной деятельности родителей и детей класса — 1 раз в четверть — привлечение родителей к проведению праздников — привлечение родителей к организации экскурсий — привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете

                  5. Организация работы классного родительского комитета

                  6. Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.

                  7. Поощрение родителей за сотрудничество — в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.

                  Список литературы

                  1. Ануфриев А. В., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось — 89, 1999.
                  2. Бочарова Н. И., Тихонова О. Г. Организация досуга в семье. М.,2001.
                  3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось — 89, 2002.
                  4. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М.: ВАКО, 2004.
                  5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2007.
                  6. Иванов С.А. Помоги себе сам. М., 2001.
                  7. Катович Н.К. Модели воспитания школьников. Минск., 2002.
                  8. Локалова Н.П. Как помоч слабоуспевающему школьнику. М.: Ось — 89,2001.
                  9. Разумихина Г.П. Мир семьи. М.: Просвещение, 1996.
                  10. Сонин В.А. Психологический практикум. М., 1998.
                  11. Филимонова Н.И. Через занимательное — к развитию личности.

                  xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                  Сайт для воспитателей детских садов

                  Из опыта работы воспитателя по взаимодействию

                  ДОУ с семьями воспитанников

                  Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГТ на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.

                  Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГТ – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.

                  Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:

                • первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;
                • максимальной возрастной сензитивностью в период дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;
                • длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.
                • Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием “взаимодействие”, которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.

                  Цель моей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

                  Основными задачами взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие:

                  1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

                  2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

                  3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).

                  4. Повышение уровня компетентности родителей.

                  Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно использую инновационные формы и методы:

                  • презентация образовательной деятельности ДОУ;
                  • фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
                  • информационные буклеты;
                  • организация Дней открытых дверей;
                  • совместное проведение досугов;
                  • групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;
                  • «День Портфолио» — оформление папки успехов и достижений своего ребёнка ежемесячно;
                  • тематические досуги «Моя семья», «Новогодний калейдоскоп», «Защитники Отечества», «Путешествие в музей», КВН «Знатоки природы»;
                  • совместное развлечение в рамках поло-ролевой социализации «Я-мальчик, я-девочка»;
                  • вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек, «Маленькая красавица», «Богатыри России»);
                  • оздоровительные праздники «Папа, мама, я – дружная семья», «От простуды босиком»;
                  • совместные развлечения в рамках ООП «Безопасность».
                  • театрализованные представления для детей с участием родителей «Умка и Новый год», «Приключения Почемучки».
                  • Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:

                  • Информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в специальном календаре в фойе группы.
                  • Приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.
                  • Предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.
                  • Призываю к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка.
                  • Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включаю практические задания, игры, эстафеты, музыкальное оформление. В некоторых случаях предлагаю родителям совместную деятельность с детьми, а далее перехожу к обсуждению проблемы уже без детей. В конце года провожу собрание в форме КВН.

                    Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых и детей.

                    Акцентируя внимание на проблемах организации индивидуальных и групповых консультаций, я считаю необходимым рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций стараюсь объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.

                    Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. В своей работе обращаю внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: творчества, осваиваемого опыта жизни, признаков социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, познания мира. Поэтому объясняю значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.

                    Родители имеют возможность предложить свои идеи по лексическим темам, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями – дети рады, когда мама или папа просто находятся в группе.

                    Посещение детского сада во время “Недели открытых дверей” — 2 раза в год. В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в детском саду вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на пробудительной гимнастике после дневного сна, поиграть с детьми т.д.

                    Помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ). Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек).

                    Приветствую желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения педагогического Совета, а также предоставляем родителям возможность принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста.

                    Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок «Красивая посуда «, «Декоративно – прикладное творчество», «Мои любимые игрушки», «Добрые дела нашей семьи», «Подарки для любимой мамы»и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

                    Огромное значение придаю виду сотрудничества — праздники. Готовят их не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

                    В ходе проведенной работы получены результаты:

                  • повысился уровень родительской компетентности;
                  • гармонизировались родительско — детские отношения;
                  • повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.

                  Как это повлияло на развитие личности ребенка:

                • улучшился эмоциональный климат в семье;
                • изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка;
                • повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
                • В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

                  – положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

                  – учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

                  – возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

                  – укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

                  – возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

                  Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. Уверена, что мои воспитанники легко адаптируются в школе.

                  Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.

                  dohcolonoc.ru

                  Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО

                  Представлен план работы ГМО ШНВ. Сопровождение к презентации.

                  Просмотр содержимого документа

                  «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»

                  Тема: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»

                  «От того, как прошло детство, кто вёл

                  ребенка за руку в детские годы, что вошло

                  в его разум и сердце из окружающего мира –

                  от этого в решающей степени зависит, каким

                  человеком станет сегодняшний малыш».

                  Цель: знакомство с эффективными формами взаимодействия с родителями, развитие умений конструктивного партнёрского общения.

                  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: принципы и требования к организации современной работы с родителями в детском саду — руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н

                  Социальное партнерство как вариант организации сотрудничества с семьями воспитанников ДОО (опыт ДОУ — практика).

                  Планирование работы с родителями в ДОО как процесса психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (опыт работы ДОУ, мастер-класс для начинающих воспитателей по написанию РП части взаимодействия с семьями воспитанников)

                  Брейнсторминг «Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников» — руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н

                  Самоанализ педагогов «Оценка взаимодействия с родителями» — руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н.

                  Обзор методической литературы по теме — руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н.

                  Электронная педагогическая копилка по теме — руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н.

                  Анкета «Обратная связь» — руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н

                  Домашнее задание «Моя педагогическая идея»- руководитель ГМО ШНВ Пеньковская Т.Н.

                  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: принципы и требования к организации современной работы с родителями в детском саду

                  На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

                  Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. И, как правило, многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только осуществляется присмотр и уход за детьми, пока родители на работе.

                  Но мы должны помнить…

                  сл.5,6,7. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.

                  В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В законе об образовании говорится

                  Введение федерального государственного образовательного стандарта придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Вовлечение родителей в жизнедеятельность дошкольного образовательного учреждения остаётся весьма трудной задачей. И здесь как нельзя, кстати, необходим профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот эти два краеугольных камня, которые могут служить мостиком в создание сотрудничества детского сада и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.

                  Сл.9. В соответствии с ФГОС Д обязан:

                  сл.10 ФГОС ДО нацеливает на непосредственное вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс

                  Каковы основные принципы1.2.2), 3), 1.4.3),5),6)

                  2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

                  3) уважение личности ребенка;

                  3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

                  5) сотрудничество Организации с семьей;

                  6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

                  1.6.Стандарт направлен на решение следующих задач:

                  5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

                  9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

                  1.7.6) Стандарт основа для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

                  В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

                  Сл.11. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого.

                  Признание приоритета семейного воспитания потребует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

                  Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

                  Взаимодействие — способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

                  Для сотрудничества необходима открытость ДОУ.

                  сл. 12 открытость ДОУ

                  сл.13. Взаимодействие участников ОП можно изобразить следующей схемой.

                  сл.14. Перед педагогическим коллективом ДОУ должна быть поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

                  сл. 15. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

                  Сл.16. Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:

                  Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

                  Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

                  Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.

                  Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.

                  Готовимся серьёзно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

                  Сл.17. Функции взаимодействия

                  ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;

                  вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;

                  помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительский комитет, Совет ДОУ.

                  сл.18. Каковы проблемы в налаживании взаимодействия с родителями

                  сл.19. Каждая проблема решаема. Я предлагаю вам формы работы по вовлечению родителей в совместную деятельность

                  Информационно-аналитические формы — Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей. О наличии у них необходимых педагогических знаний; об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

                  К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести

                  сл.20. .. а также анкетирование, интервьюирование, проведение опросов, беседы.

                  Познавательные формы — Призваны повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей. Рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.

                  Наглядно-информационные формы — решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно видеть деятельность воспитателя.

                  Досуговые формы — досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

                  сл.24 Письменные формы

                  сл.25 Разнообразные формы работы с родителями должны содержать в себе и образовательные области:

                  «Познавательное развитие» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.

                  «Социально-коммуникативное развитие» — знакомство родителей на родительских собраниях с трудностями и достижениями детей, организация выставок …

                  «Физическое-развитие» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях. Знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций.

                  «Речевое развитие» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах, совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

                  «Художественно-эстетическое развитие» — совместные рисунки и поделки, музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.

                  сл.26. Методы активизации родителей

                  Мозговой штурм — метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы

                  Реверсионная мозговая атака, или Разнос — этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

                  Список прилагательных и определений — такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику.

                  Ассоциации — на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент. Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения.

                  Коллективная запись — Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

                  Запись на листах — при обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко.

                  Эвристические вопросы — к ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему.

                  Мини-эксперимент — метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство).

                  сл.27,28. Всю работу по взаимодействию ДОУ и семьи можно выстроить в виде модели:

                  сл.29. Предлагаю ещё одну модель взаимодействия (здесь видно какую задачу через какие формы и методы можно решить).

                  Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями может свидетельствовать следующее:

                  сл.31. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что…

                  П закончить своё выступление хочется словами Василия Александровича Сухомлинского

                  сл.32 «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

                  multiurok.ru



You Might Also Like