Raiting-OY.ru

Все о детях

Режимы дня для детей школьного возраста

  • Главная
  • Обучение
  • Режим дня для детей дошкольного возраста
  • «Значение режима дня дошкольника». Консультация для родителей

    Режим дня — это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

    Любая деятельность – это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной потерей (тратой) нервной энергии и приводит к утомлению.

    У ребёнка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

    Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся её поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью, остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционирующих участков коры головного мозга.

    В течение суток активность и работоспособность ребёнка не одинаковы. Их подъём отмечается от 8 до 2 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной приходится на 14-16 часов. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

    Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребёнка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается.

    Наилучшие показатели работоспособности отмечается во вторник и в среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное возрастные утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80 % времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребёнку присуща потребность в активных движениях. Увеличение длительного компонента и рациональное распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

    Сон. Как бы целесообразно ни строился режим – с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребёнка неизбежно снижается, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

    Изучение физиологов сна выявило, что он неоднороден, а состоит из двух сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного более продолжительная (около 75-80 % всей длительности сна) это фаза глубокого сна (без сновидений, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут.

    Вторая фаза – быстрый сон — это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации поступившей за день, её анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти.

    Рекомендуемая в течение суток продолжительность сна составляет:

    • для 3- х летних — 12 часов 50 минут;

    • для старших дошкольников – 12 часов.

    Ночной сон – 10 часов 30 минут – 10 часов 15 минут.

    Дневной – 2 часа 20 минут – 1 час 45 минут.

    Здоровая усталость – предпосылка хорошего сна.

    Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, тёплый душ или ванна, удобная чистая пастель, ласковое обращение с ребёнком способствуют нормальному засыпанию.

    Приём пищи. Обязательным компонентом режима является приём пищи, который организуется с учётом перерывов между завтраком, обедом, полдником – ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приёма пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит

    Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании пищи и после её приёма — это способствует утомлению.

    Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных упражнениях и полном расслаблении.

    Каким должен быть режим дня ребенка дошкольного возраста?

    Вероятно, пока ваш ребенок был мал, вы уже поняли все несомненные достоинства режима дня. Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребенка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление, создает условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребенка легко подчиняться семейному распорядку.

    Каким должен быть режим дня ребенка дошкольного возраста?

    Режим дня ребенка дошкольного возраста отличается от тех режимов, что были в более раннем возрасте. Ребенок растет; ему все меньше требуется времени для сна и все больше для различных занятий.

    В три года ребенок должен спать около 13 часов, включая 2-часовой дневной сон. В четыре-пять лет суммарный суточный сон будет составлять порядка 12 часов, причем ребенок должен спать около 10 асов ночью и около 2 часов днем.

    Наиболее полезен дневной сон на воздухе, но организовать его практически не всегда возможно. Поэтому в большинстве случаев приходится укладывать малыша спать и днем и вечером в помещении. Комнату перед сном обязательно проветривают.

    Во время сна, если позволяют условия, целесообразно оставить открытым окно или хотя бы форточку.

    Заботясь о длительности и глубине сна, следует сохранять тишину в комнате ребенка: выключить яркий свет, радио, не включать телевизор, громко не разговаривать, не выполнять шумную домашнюю работу. Кратковременный или поверхностный сон не обеспечивает детскому организму необходимого отдыха.

    Сон ребенка дошкольного возраста

    Сну должна предшествовать определенная подготовка. Необходимо предложить ребенку опорожнить кишечник и мочевой пузырь (дети дошкольного возраста должны это делать самостоятельно) . Малыш должен умыться перед ночным сном и почистить зубы.

    Укладывая его спать, нужно проследить, чтобы снятая одежда была аккуратно сложена, надета пижама (ночная рубашка) . Часто наиболее удобной оказывается поза на правом боку с левой рукой поверх одеяла. Затем малыша оставляют одного, не ожидая, пока он уснет.

    Дети дошкольного возраста, как правило, засыпают быстро. Чтобы ребенок скорее засыпал, можно поддерживать такой ежедневный ритуал, как чтение короткой сказки, пение колыбельной, прослушивание любимой детской песенки.

    Ночной сон у детей обычно глубокий, и строгое соблюдение тишины в соседних комнатах необязательно. Ребенок не проснется, если негромко включить радиоприемник или телевизор.

    Следует иметь в виду, что подвижные игры перед сном затрудняют засыпание. За 30–40 минут до сна надо занять малыша спокойной деятельностью: рассматриванием или раскрашиванием картинок, рисованием.

    Некоторые дети спят беспокойно, мечутся в постели, порой гримасничают, причмокивают губами, приоткрывают глаза или разговаривают. Беспокойный сон ребенка может быть связан с психическим переутомлением малыша, длительным просмотром перед сном телевизионных передач, острой пищей за ужином или неблагоприятными для сна условиями (жарой, неудобной постелью или ночной одеждой) . Порой причиной беспокойного сна являются сновидения.

    Считают, что сновидения появляются у детей после двух лет и обычно отражают пережитые ими события, страхи, боязнь наказания. Если страшные сновидения бывают причиной беспокойного сна ребенка изредка, это не должно беспокоить родителей. При частом их повторении лучше обратиться за советом и помощью к детскому врачу.

    Ориентировочный распорядок дня дошкольника включает следующие составляющие (в порядке следования друг за другом) :

    • утренняя гимнастика, водные (и закаливающие) процедуры, туалет – 1 час;
    • завтрак – 30 минут;
    • игры или помощь маме по хозяйству: для ребенка трех лет – 20 минут с небольшими паузами; для ребенка четырех-пяти лет – 20 минут без перерыва;
      • прогулка – 2 часа;
      • возвращение домой, игры, общение – 20–25 минут;
      • обед – 30 минут;
      • дневной сон: для ребенка трех лет – 2 часа 20 минут; для ребенка четырех-пяти лет – 2 часа 10 минут;
      • пробуждение, полдник, не очень подвижные игры – 1 час;
      • прогулка – 1 час 20 минут;
      • возвращение с прогулки и игры с родителями или с другими членами семьи – 30–40 минут;
      • ужин – 30 минут;
      • спокойные игры, не требующие большой сосредоточенности – 30–40 минут;
      • сон – не менее 12 часов.
      • На основании предложенной схемы можно составить индивидуальный режим дня для ребенка с учетом распорядка в семье и индивидуальных особенностей ребенка.

        Режим дня дошкольников

        КАЖДОМУ РЕБЕНКУ — СВОЙ РЕЖИМ!

        Каждый малыш нуждается в определенных условиях воспитания, которые едины для всех возрастов, но содержание их меняется по мере того, как он подрастает. Одним из этих условий является правильная организация режима, отвечающего возрасту ребенка.

        Если сон, кормление, прогулки, занятия, купание и др. изо дня в день проводятся в одно и тоже время, то организм приспосабливается к такому распорядку. Правильный режим – основа жизни ребенка, главное условие сохранения его здоровья.

        Известно, что режим способствует созданию у детей уравновешенного, бодрого, эмоционально положительного состояния. В первые два месяца после рождения ребенок спит и бодрствует в кроватке, с третьего – его лучше выкладывать в манеж.

        Очень важно, чтобы малыш ежедневно бывал достаточное время на свежем воздухе. Лучше всего, если в этих условиях вам удастся организовать дневной сон. С возрастом малыш уже меньше спит, больше бодрствует, сокращается число необходимых кормлений.

        И в связи с этим постепенно усложняется его режим. Не забывайте о том, что каждый ребенок индивидуален, и в зависимости от установившегося времени пробуждения после ночного сна возможны и различные варианты режима. Однако при переходе с одного режима на другой, при введении прикорма и закаливания всегда придерживайтесь следующих правил: соблюдайте последовательность режимных процессов — сон, кормление, бодрствование; учитывайте реакцию малыша на все новое, что вы ему предлагаете; изменяйте режим постепенно, но настойчиво.

        Вариантов режима у детей до 1 года несколько.

        Мы предлагаем примерные варианты режима ребенка в 9-12 месяцев.

        Болезни: симптомы и лечение || Медицинская энциклопедия AstroMeridian.ru » ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ (вакцинация, питание) » Физиотерапия, режим дня и гигиена » Какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста

        Какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста

        Для здоровья и нормального развития детей дошкольного возраста необходимо соблюдать правильный режим дня. Известно, что в возрасте 5–7 лет дети могут сохранять активное внимание лишь в течение 15 мин, в 8–10 лет – 20 мин, в 11–12 лет – 25 мин.

        Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа. Итак, какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста?

        Правильное формирование режима дня ребенка создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка.

        В дошкольном возрасте проводится большая работа по подготовке детей к обучению в школе, поэтому режим строго дифференцируется с учетом возрастного состава и индивидуальных особенностей психики каждого ребенка.

        Правильный режим дня детей дошкольного возраста

        В режиме дня детей 3–4 лет предусматривается сон в течение 12–12,5 ч (из них 2 ч одноразовый дневной) , пребывание на воздухе зимой не менее 3–4 ч, а летом – весь день.

        Режим дня детей дошкольного возраста 4-5 лет. В режиме детей 4–5 лет длительность сна сохраняется без изменений, в то же время длительность организационных занятий увеличивается на 15–20 мин, характер их несколько усложняется.

        В режиме детей 5–7 лет на сон отводится 11,5 ч ночью и 1,5 ч днем. В течение дня проводится 2 занятия. 1-е продолжительностью 25–30 мин, 2-е – 15–20 мин с перерывом 10 мин.

        При этом занятия приобретают характер обучения.

        Все свободное от занятий время, исключая время приема пищи и сна, должно отводиться играм и прогулкам на свежем воздухе.

        Особое место занимает режим дня школьников. Рациональный режим обучения должен отодвигать наступление утомления учащегося и предупреждать быстрое снижение работоспособности во 2 половине учебного дня.

        Почему правильный режим дня важен для развития ребенка

        Решение задачи формирования режима дня ребенка возможно достичь:

        1) правильной организацией урока;

        2) нормированием общего количества ежедневных и еженедельных уроков;

        3) регламентацией продолжительности уроков и перемен;

        4) рациональным построением занятий;

        5) использованием каникул;

        6) организацией рационального питания в течение учебного дня.

        У младших школьников первая сигнальная система по сравнению со второй развита сильнее, поэтому для сохранения работоспособности необходимо широко использовать представление наглядного учебного материала.

        Известна следующая предельная учебная нагрузка школьников в неделю: 1–3-й класс – 24 ч; 4-й класс – 27 ч; 5–7-й класс – 29 ч.

        Это используется, как известно, в целях регламентации нагрузки, ее перераспределения в течение недели и года. Заболеваемость и профилактика

        Дошкольный возрастной период характеризуется тем, что из заболеваний на первом месте по частоте стоят инфекционные, определяемые широкими контактами детей, а также болезни органов дыхания. Однако заболевания у детей этого периода, как правило, имеют доброкачественное течение.

        Режим дня детей младшего школьного возраста

        Период младшего школьного возраста характеризуется тем, что ребенок теперь меньшее время проводит на воздухе, периодически нарушает режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику.

        В этом возрасте число обращений за врачебной помощью минимально, но в результате врачебных осмотров выявляются у детей изменение зрения, нарушение осанки, кариес зубов. Остается высокой частота инфекционных заболеваний, а также желудочно-кишечных, сердечных и аллергических болезней. Существенно увеличивается число детей с избыточным весом.

        Основными профилактическими мероприятиями для многих заболеваний являются процедуры связанные с личной и общей гигиеной, физической культурой, закаливанием.

        В частности, известно, что соблюдение гигиенических требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для работы органов зрения, и наоборот – мелкий шрифт, плохая печать влекут за собой повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости. Не меньшее значение имеют размеры и четкость шрифта, минимальная высота которого установлена 1,75 мм в учебниках для старших классов и 2,1–2,4 мм в учебниках для младших классов.

        Большое значение в формировании опорно-двигательного аппарата имеет детская мебель. Несоответствие детской мебели росту и пропорциям тела может приводить к напряжению определенных мышц спины, шеи, конечностей, что вызывает утомление и может служить причиной нарушения осанки (асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы) .

        Важным средством профилактики здоровья школьников является организация медицинского контроля в виде ежегодного профилактического медицинского осмотра.

        Физическая активность и закаливание детей

        Физическая активность имеет значение как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии) , так и для сохранения и укрепления здоровья каждого человека. При этом уровень и вид физических нагрузок определяет в некоторых случаях врач: после перенесенных инфекционных заболеваний, при возникших признаках асимметрии тела и др.

        Так, при возникновении асимметрии тела рекомендуют практиковать симметричные виды спорта, например плавание.

        Наряду с физкультурой и спортом прекрасным средством профилактики заболеваний и укрепления физического и психического здоровья является закаливание.

        Основные гигиенические правила закаливания предусматривают: постепенность увеличения закаливающих нагрузок; последовательность перехода от одной процедуры к другой с более сильным воздействием; регулярность и систематичность; комплексность (сочетание различных природных факторов) ; учет индивидуальных особенностей организма.

        Наиболее доступным закаливающим средством является воздух. Поэтому закаливание рекомендуют начинать с воздушных ванн; продолжительность их при температуре воздуха 15–20 °C сначало не должна превышать 20–30 мин. Затем продолжительность постепенно (ежедневно на 5–10 мин) увеличивают до 2 ч.

        Более сильной закаливающей процедурой являются солнечные ванны. Для солнечной ванны благоприятны утренние часы: на юге – до 11 ч, в средней полосе – до 11–12 ч. Продолжительность солнечной ванны в начале не должна превышать 5–10 мин.

        Длительность процедуры, прибавляя по 3–5 мин, можно довести до 30–40 мин.

        Вода отличается наиболее сильным закаливающим эффектом. Благотворно влияют на организм различные водные процедуры (обтирание, обливание, души, ванны, купание в водоемах) . Закаливание водой обычно рекомендуют начинать с обтирания как наиболее мягко действующей процедуры.

        Через 2–3 недели, когда приобретена некоторая привычка при помощи обтирания, переходят к другой, более интенсивной процедуре – обливанию.

        Закаливанию способствуют и такие процедуры, как ванны для стоп, хождение босиком. После хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2–3-й минутный массаж.

        © Автор: терапевт Елена Дмитренко

        Режим дня детей дошкольного возраста | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

        Одним из важных факторов физического воспитания ребёнка является режим дня.

        Режим дня – это специальная организация жизни ребёнка дошкольного возраста, которая чередует активную и пассивную деятельность ребёнка.

        Для полноценного физического развития ребёнка очень важно чередование активной и пассивной деятельности. Благодаря этому ребёнок не утомляется, а также, если режим дня постоянно соблюдается, ребёнок всегда знает, чем он будет заниматься, ориентируется во времени.

        Кроме того, у детей, которые живут без привычного уклада жизни, т.е. не по режиму дня часто встречается нарушение дисциплины, наблюдаются моменты непослушания. Благодаря организованному режиму дня у ребёнка формируются определённые формы поведения, т.е. появляются привычки, что очень важно в воспитании дошкольника. Ведь Вы можете предсказать поведение Вашего ребёнка, можете прогнозировать его реакции на то или иное событие, а также Вы сами можете строить свой режим дня и планировать ту деятельность, которой Вам необходимо заняться.

        Конечно, сколько людей, столько и мнений. И я от многих слышала о том, что режим дня – это индивидуально для каждого ребёнка, что существуют дети «нережимники», которые не могут жить по режиму, которые устанавливают его себе самостоятельно, подстраивая тем самым под него маму. Но на мой взгляд необходимо хотя бы чуть-чуть придерживаться хоть какого-нибудь распорядка дня, и Вы увидите, что стало легче справиться с ребёнком, распределить своё время, что-то успеть сделать.

        Идеальный режим дня для ребёнка от 1,5 до 7 лет.

        7.00 – Подъём ребёнка, утренний туалет, утренняя гимнастика.

        Чтобы ребёнок просыпался в хорошем настроении не следует его будить истошным криком о том, что уже пора вставать, или толкать его в бок. Лучше всего подъём ребёнка начать с потешки или пестушки, которую необходимо произносить ласково. Например,

        Мы проснулись, потянулись,

        Режим дня детей дошкольного возраста

        Дошкольное развитие, Здоровье

        Огромное значение для ребёнка, особенно для его физического и эмоционального развития, имеет распорядок дня. Одно и то же, ежедневное время для еды, сна, прогулок, занятий и игр — это отличная составляющая для правильного воспитания детей.

        Распорядок дня — это правильное распределение периодов бодрствования и сна, приёмов пищи, различных оздоровительных процедур, занятий и какой-либо деятельности детей. Строгое выполнение даёт такие положительные качества, как бодрость, жизнерадостность, хорошее настроение и т.д. Запаздывание сна, прогулок, еды и игр достаточно плохо сказывается на состоянии ребёнка, а особенно на нервной системе.

        В первые 3 года, распорядок дня у ребёнка меняется несколько раз. Он обязан подчиняться основным критериям воспитания детей дошкольного возраста, способствовать правильному развитию и росту, развитию двигательных способностей, укреплению здоровья, а также становлению речевых возможностей.

        Режим дня детей дошкольного возраста -Работоспособность и бодрствование

        Режим дня для детей дошкольного возраста также строится, учитывая особенности нервной системы, которая всё ещё уязвима и неустойчива.

        Отличная работоспособность в течение всего дня гарантируется различными видами деятельности, а так же их правильными чередованиями.

        Все физиологические процессы, происходящие в организме ребёнка, имеют свои биологические ритмы, они подчиняются единственному суточному ритму, это смена дня и ночи. Работоспособность ребёнка дошкольного возраста, в течение суток разная. Она отмечается с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов, а период, когда ребёнок менее активен, приходится на 14 – 16 часов. Поэтому занятия, которые больше всего утомляют ребёнка, должны приходиться на первую половину дня.

        Работоспособность отличается и в течение всей недели. В понедельник она мала, так как после двух выходных, ребёнок адаптируется к режиму детского сада, а, как правило, в домашних условиях никакие режимы не соблюдаются.

        Самые лучшие показатели работоспособности наблюдаются во вторник и в среду, а в четверг уже уменьшается. В пятницу достигает минимальных показателей. К концу недели все дети, чаще всего, становятся замученными и уставшими.

        Количество отрезков бодрствования у детей дошкольного возраста достигает 5-6 часов, именно поэтому необходимо чередовать сон и бодрствование.

        Ребёнок, который с самого раннего детства привык к соблюдению режима, в течение всей последующей жизни, его охотно выполняет. Ему практически никогда не приходит в голову, отказаться идти спать, когда наступает нужное для сна время.

        Если малыш лёг в 9 часов и в течение получаса уснул, то утром, его не нужно будить, он проснётся сам достаточно бодрым и весёлым. В обеденное время, родители не тратят много времени для того, чтобы уговорить ребёнка сесть за стол. Всё начинается и заканчивается вполне спокойно и без истерик.

        Режим дневного и ночного сна для детей дошкольного возраста

        В течение 4 лет, режим меняется не так значительно. Немного уменьшается режим дневного сна. Но, ни в коем случае нельзя забывать о том, что ребёнок в дошкольном возрасте во сне нуждается намного больше, чем взрослый человек.

        До 5 лет в сутки нужно спать от 12-12, 5 часов, 5-6 лет – от 11,5-12 часов. 10-11 часов ночью и 1,5-2 часа – днём.

        Ночной сон – с 9 вечера до 7 утра или с 9,30 вечера и до 7,30 утра. Днём режим сна детей дошкольного возраста начинается в 13 или 13,30. Ребёнок не должен просыпаться позже 15,30. Шесть часов у ребёнка остаётся на то, чтобы поиграть и побаловаться вдоволь, а после этого почувствовать потребность в отдыхе.

        Прежде всего, выполнение режима должно войти в привычку. Ребёнку, обычно, очень хочется каким-то образом закончить то, что он начал (это может только радовать) . Именно, поэтому необходимо заранее, за 10-15 минут, предупредить ребёнка о том, что через некоторое время он должен идти спать. А когда нужное время наступит, необходимо твёрдо настаивать на том, чтобы малыш не мешкал.

        16.30-18.30 – прогулка, самостоятельная деятельность, уход домой 18.30-19.30 — дома, прогулка с детьми. 19.30-20.30 — возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры. 20.30-6.30 — ночной сон.

        Для дошкольников необходимо 5-разовое питание, которое должно состоять из 3 основных приемов пищи – завтрак, обед, ужин, и 2 дополнительных, легких «перекусов» — второй завтрак и полдник. Завтрак, обед и ужин обязательно должны включать в себя горячие блюда.

        Завтрак должен составлять по калорийности 25% от суточной нормы питания, обед — 40%, ужин – 20-25%. На второй завтрак и полдник можно предложить ребенку фрукты, молочные продукты, выпечку.

        Нужно давать детямпорцииеды, соответствующие возрасту. Также нельзя допускать больших промежутков между приемами пищи. Беспорядочное питание,переедание, большие перерывы в еде или частые «перекусы» способствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

        В дошкольном возрасте общая продолжительность сна детей в течение суток должна составлять: 12-12,5 часов для ребенка младше 5 лет, 11,5-12 часов – для ребенка 5—7 лет. Ночной сон ребенка должен быть не меньше 10 часов. Вечером перед сном не рекомендуются шумные игры, просмотр телевизора или игры на компьютере, так как подобные занятия возбуждают нервную систему ребенка и могут ухудшить ночной сон.

        Желателен и дневной «тихий час»: 1-2 часа сна после обеда. Ближе к 7-летнему возрасту многие дети уже отказываются спать днем. Но даже в этом случае днем нужно дать организму передохнуть от активной деятельности.

        Вместо сна можно просто спокойно отдохнуть — полежать, почитать книгу или поиграть в спокойные игры. Постоянноенедосыпаниеотрицательно сказывается на работоспособности и настроении ребенка и плохо влияет на состоянии центральной нервной системы.

        Прогулки, активные игры

        Прогулки и активные игры на свежем воздухе должны обязательно ежедневно присутствовать в жизни ребенка. Физическая активность необходима детям для развития, для того, чтобы «выплеснуть энергию», и просто для хорошего настроения.

        Регулярные прогулки на свежем воздухе также являются элементом закаливания. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечнососудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекциям.

        С ребенком-дошкольником проводятся учебные занятия – математика, обучение грамоте и другие, спортивные занятия, творческие занятия – рисование, лепка, конструирование, музыка, танцы. Врачи считают, что пики работоспособности у детей приходятся на периоды с 9 до 12 и с 16 до 18 часов, в это время и рекомендуется проводить занятия, связанные с умственной и физической нагрузкой.

        С взрослением ребенка на проведение развивающих, обучающих и творческих занятий отводится все больше времени. Для 3-4 летних детей достаточно двух занятий длительностью по 15-20 минут ежедневно, с детьми 5-6 лет проводятся ежедневно два-три занятия длительностью от 20 до 30 минут каждое. В середине учебных занятий рекомендуется проводить физкультминутку.

        В течение дня у ребенка помимо специально проводимых занятий должно оставаться время для самостоятельных игр и развлечений, которые ему интересны.

        Режим дня дошкольника

        Режим дня дошкольника– это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток для ребенка дошкольного возраста.

        Соблюдение режима позволяет четко организовать жизнь ребенка и помогает его организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое. Регулярное повторение ритма дня, включающего сон, принятие пищи, прогулки, занятия в одно и то же время благоприятно влияет на развитие и здоровье ребенка дошкольного возраста. Поэтому врачи рекомендуют родителям организовывать правильный режим дня для своих детей.

        6.30 — 7.00 — дома: подъем, утренний туалет. 7.00 — 8.00 — в дошкольном учреждении: прием детей, самостоятельная деятельность. 8.00 — 8.50 –зарядка, подготовка к завтраку, завтрак 8.50 — 9.00 — самостоятельная деятельность 9.00 — 9.15 — 10.00 – образовательная деятельность 10.00 — подготовка к прогулке 12.00-12.30 — возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду 12.00-13.00 — обед 12.30-13.00 — спокойные игры, подготовка ко сну. 13.00-15.00 — дневной сон. 15.00-15.15 — постепенный подъем, зарядка, самостоятельная деятельность. 15.15-15.25 – полдник.

        Режим дня дошкольника — WomanWiki — женская энциклопедия

        Если ребенок ходит в детский сад, то его режим примерно соответствует данным рекомендациям (кроме ужина, который в детском саду бывает рано) . Для детей, не посещающих садик, врачи также советуют придерживаться данного распорядка дня. Дети быстро привыкают к режиму дня и благоприятно на него реагируют.

        Чем меньше ребенок, тем комфортнее он чувствует себя в рамках определенного распорядка дня. Для маленьких детей важна стабильность. Если они живут в определенном режиме, то чувствуют себя более уверенно и спокойно, так как любое новое, неожиданное событие является стрессом для их нервной системы.

        Конечно, нет необходимости с точностью до минуты придерживаться данного расписания и жить по строгому графику. Достаточно ежедневно примерно соблюдать порядок и время событий. Например, в хорошую погоду можно значительно увеличить время прогулок, если ребенок слегка приболел, то уменьшить количество занятий и увеличить время отдыха и сна.

        Нужно давать детям порции еды, соответствующие возрасту. Также нельзя допускать больших промежутков между приемами пищи. Беспорядочное питание, переедание, большие перерывы в еде или частые «перекусы» способствуют развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

        В дошкольном возрасте общая продолжительность сна детей в течение суток должна составлять: 12-12,5 часов для ребенка младше 5 лет, 11,5—12 часов – для ребенка 5—7 лет. Ночной сон ребенка должен быть не меньше 10 часов. Вечером перед сном не рекомендуются шумные игры, просмотр телевизора или игры на компьютере, так как подобные занятия возбуждают нервную систему ребенка и могут ухудшить ночной сон.

        Вместо сна можно просто спокойно отдохнуть — полежать, почитать книгу или поиграть в спокойные игры. Постоянное недосыпание отрицательно сказывается на работоспособности и настроении ребенка и плохо влияет на состоянии центральной нервной системы.

        Прогулки, активные игры

        Желательно гулять с ребенком в любую погоду, за исключением сильного дождя и мороза. Дети на улице активно двигаются, поэтому мерзнут меньше, чем взрослые, стоящие на месте и присматривающие за ними.

        Регулярные прогулки на свежем воздухе также являются элементом закаливания. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекциям.

        Нельзя перегружать дошкольника различными кружками и секциями. Для ребенка, посещающего детский сад, достаточно 2-3 дополнительных занятий в спортивной секции или танцевальном кружке. Чрезмерно загруженный занятиями ребенок может получить проблемы со здоровьем в виде снижения иммунитета, неврозов, нарушения сна.

        Другие статьи по теме:

        Организационно-содержательные аспекты развития образовательной среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни «Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой дейст.

        Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

        Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д.

        Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры.

        Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

        Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для.

        Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуе.

        Развитие театральных способностей детей дошкольного возраста

        Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самост.

        Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста

        Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста Актуализация. В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчин.

        Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

        Проблема психического развития детей дошкольного возраста

        Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни — наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр.

        Методы воспитания детей дошкольного возраста

        Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в.

        Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

        «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

        Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста В детском дошкольном учреждении работаю всего три года. Так как мне в основном пришлось работать с младшими дошкольниками, я обратила вниман.

        Родительское собрание начинает вести воспитатель. (Традиционное приветствие) . 4. Информационный этап проведения собрания В первую очередь на данном этапе представитель администрации ДОУ представ.

        Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста

        Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.

        raguda.ru

        Режимы дня для детей школьного возраста

        Труд в природе Работу детей на участке (посадка и поливка цветов и овощей, рыхление земли, прополка грядок, перевозка и переноска земли, сухих листьев, снега и пр.) надо нормировать (ее продолжительность и вес грузов).

        Дети 7 — 8 лет без особого напряжения могут поднимать и переносить на небольшие расстояния грузы весом 2 кг, лейку или ведро с водой вместимостью 2,5 – 3 л. Переносить воду лучше не одним, а двумя ведрами. Объем каждого ведра в 2 раза меньше (1 – 1,5 л.), при этом тяжесть воды будет распределяться равномерно на обе руки и нарушение осанки будет исключено.

        Поскольку дети переносят груз на садовых носилках вдвоем, общий вес его должен быть в 2 раза больше того, который может поднять один ребенок (примерно 2,5 – 3 кг вместе с носилками). Тачками дети пользуются индивидуально, поэтому вес груза, перевозимого на них, рассчитывается на одного ребенка (примерно 1,5 – 2 кг). Детям 6 – 7 лет разрешается также вскапывать рыхлую землю в течение 10 мин, разгребать свежевыпавший снег, при этом надо следить, чтобы они работали в определенном темпе, сильно не утомлялись.

        Режимы дня для детей дошкольного возраста

        В режиме дня детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) значительное время занимают сон, прогулки, игры, закаливающие процедуры, приемы пищи, обязательные организованные занятия, воспитание трудовых и гигиенических навыков Распределение их в определенной последовательности с чередованием активных и спокойных занятий обеспечивает ребенку бодрое, жизнерадостное настроение, хорошее самочувствие

        В настоящее время в объединенном дошкольном учреждении «ясли — сад» предусмотрены две младшие группы, средняя и подготовительная к школе.

        В режиме дня младших групп (3—4 года) предусматривается 12 – 12 1/2 часов на сон, из них 2 часа на одноразовый дневной. Сравнительно с более старшими группами, малышам отводится больше времени для приема пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее- 3—4 часов, а летом весь день. Ежедневно проводится одно организованное занятие (рисование, лепка, занятия по развитию речи) вначале продолжительностью 10 минут и постепенно доводится до 15 минут.

        В режиме детей средней группы (от 4 до 5 лет) длительность сна сохраняется без изменений, длительность организованных занятий увеличивается до 15—20 минут и характер их несколько усложняется.

        В режиме детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на сон полагается н11 1/2 часов (10часов ночью и 1 1/2 часа днем). Ежедневно проводятся два занятия, первое продолжительностью 25—30 минут и второе— 15—20 минут с перерывом в 10 минут. Занятия приобретают характер обучения. Все свободное время — до завтрака, на прогулках и особенно во вторую половину дня после дневного сна—отводится для игр. В подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) длительность сна и бодрствования такие же, как в старшей группе. Занятия усложняются, детей знакомят с буквами, учат счету. Ежедневно бывают два занятия по 30 минут каждое.

        Во всех группах детского сада проводятся занятия по развитию движений. Приводим примерный режим дня в детском саду:

        www.newreferat.com

        Рецепты народной медицины

        Сборник народных рецептов для лечения различных заболеваний

        Режим дня для детей младшего школьного возраста

        Развитие детей в этом возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. Организм ребенка младшего школьного возраста расходует в сутки на рост и работу мышц 80—100 ккал, на основной обмен веществ (в состоянии покоя) — 37—42 ккал на 1 кг массы тела. Важно обеспечить в этот период полноценное в количественном и качественном отношении питание. У младших школьников продолжается смена молочных зубов. Именно в этом возрасте наблюдается значительное распространение кариеса зубов. Необходимы тщательный уход за полостью рта и постоянная ее санация.

        Необходимо закрепить у детей гигиенические навыки, приучить к чистоплотности. Ребенок должен умываться перед сном, чистить зубы, мыть руки после возвращения с улицы и перед едой. Надо приучать к ежедневному опорожнению кишечника в определенное время и регулярному мочеиспусканию. Переполнение прямой кишки и мочевого пузыря отрицательно сказывается на функции этих органов, а у девочек может привести к неправильному положению матки, что в будущем может явиться причиной ряда расстройств (например, болезненные менструации). Дети должны носить удобные белье, одежду и обувь, не стесняющие движений.

        Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между ними в 10— 15 минут, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза. Желательно организовать ребенку удобный уголок школьника: стол, стул или парта, полка для книг, хороший естественный и искусственный свет. Стол для занятий ставят так, чтобы свет от окна падал слева; свет от настольной лампы (60 Вт) не должен падать в глаза и ослеплять ребенка. Неправильное освещение и неправильная высота стола и стула могут привести к нарушению зрения (нарушается кровообращение, возникает головная боль) и осанки. Каждый день следует протирать пол и предметы в комнате влажной тряпкой. Ребенок должен иметь отдельную кровать. Постельное белье лучше иметь из хлопчатобумажной ткани, его следует еженедельно менять. Необходимо следить за положением ребенка во время занятий. Чтобы при письме уменьшалась нагрузка на позвоночник, сидеть надо прямо, опираясь на спинку стула, не наваливаться грудью на стол; ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах согнуты под прямым углом; необходима равномерная нагрузка на обе половины таза; голову следует слегка наклонять вперед, расстояние от глаз до стола — 25 см.

        При активной работе на уроках младшим школьникам для приготовления домашнего задания достаточно 30—60 минут.

        Несоблюдение режима дня потребует увеличения времени на приготовление уроков. Экономится время, если учесть период врабатывания и начать подготовку с легкого предмета, затем через 20— 30 минут перейти к трудным. В этом случае занятия будут облегчены, так как придутся на повышенную работоспособность. Если занятия продолжаются, то через 45—60 минут наступает спад работоспособности, для его устранения нужны физкультминутки. Они проводятся на школьных уроках, дети умеют их выполнять, но нередко забывают о них дома. На конец домашних заданий следует оставлять задание по любимому ребенком предмету. Интерес к такому предмету поможет выполнить его, несмотря на некоторое утомление. Восстановлению работоспособности благоприятствует смена деятельности: прогулки, подвижные игры, работа по дому.

        Главное значение для умственной работоспособности имеет режим питания и пассивного отдыха — сна. Занятия сразу после обеда, как и на голодный желудок, малоэффективны. Умеренная двигательная деятельность после обеда или сна в течение 30—40 минут обеспечивает хорошую умственную работоспособность.

        Восстановление дневного уровня сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и мышечной систем обеспечивает правильно организованный сон — 9—10 часов. Быстрое засыпание, глубокий, спокойный сон, легкое пробуждение свидетельствуют о правильном режиме уходящего дня. Беспокойный сон определяет поведение школьника на следующий день (вялость, раздражительность, плохой аппетит, сниженная на 20— 35% работоспособность).

        Школьники, перенесшие заболевания, после выздоровления еще 7 дней имеют сниженную работоспособность, и практика дополнительных занятий в это время может привести к переутомлению и новому заболеванию. Нужны постепенный «вход» в школьный ритм, интенсивное восстановление сил и только затем дополнительное занятие по наверстыванию упущенного. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если он быстро схватывает материал, но небрежно выполняет письменные работы, контролировать надо последнюю часть задания; если не умеет пересказывать текст, целесообразно чтение вслух.

        Важно распределить равномерно домашние задания на неделю. Так, в дни с уроком физкультуры письменных заданий меньше, и школьник может выполнить задание на послезавтра. Творческое отношение ребенка к домашним заданиям следует приветствовать, формировать радость познания. Основные правила для выполнения заданий могут быть оформлены в виде памятки, написанной самим ребенком.

        1. Садиться за уроки всегда в одно и то же время.

        2. Проветрить комнату и убрать все лишнее с рабочего места.

        3. Выключить телевизор, радио.

        4. Проверить, где стоит настольная лампа — дальний левый угол.

        5. Уточнить расписание на завтра.

        6. Садиться на стул так, чтобы край сиденья заходил за край стола.

        7. По окончании выполнения заданий сложить в ранец все необходимое.

        В младшем школьном возрасте особенно важно, чтобы дети как можно больше бывали на свежем воздухе. Прогулки, игры на воздухе не менее 3 часов в день — половина этого времени должна падать на перерыв между занятиями в школе и дома. Здоровый, гармонично развитый, уравновешенный ребенок в 6 лет совершает ежедневно в среднем 12000—15000 движений, а в отдельные дни — 35000. Суточная доза движений распределяется неравномерно. Для младших школьников в среднем она составляет 800— 1200 движений в час. Всплески двигательной активности отмечаются в 7-8, 12-14, 15-16 и 20-21 час. Именно в эти часы легче осваиваются новые движения. Не рекомендуется и чрезмерная двигательная активность. Например, катание на коньках, на лыжах не должно превышать 1,5—2 часов, игра в футбол — 1 часа. Следует позаботиться о многократном использовании движений в течение дня.

        День школьника начинается с утренней гигиенической гимнастики, комплекс упражнений которой может быть подобран с учетом здоровья и функциональных особенностей. До начала занятий в школе проводится вводная гимнастика на участке или в помещении школы на закрепленных для каждого класса местах под контролем учителя. Ее длительность —7—10 минут, содержание — 5—7 упражнений (ходьба, прыжки, наклоны, повороты и заключительные движения на внимание, которые выполняются не по показу, а по рассказу). Если школьник понял и точно по команде выполнил движения, значит, он быстро включится в работу на уроке. Такую гимнастику целесообразно проводить и перед выполнением домашних заданий. Во время учебных занятий предусматриваются короткие перерывы для физкультминуток, гимнастики для глаз, чтобы изменить позу, углубить дыхание, улучшить кровообращение головы, дать отдых глазам.

        В школе учебным планом также предусмотрена динамическая перемена. Ее назначение — обеспечить активный отдых на воздухе в середине учебного дня (после 2—3 уроков). Для каждого возраста подбирается комплекс движений, включающий упражнения типа разминки, затем подвижные 2—3 игры на выбор и общие заключительные успокаивающие упражнения. За 30—35 минут перемены, в том числе 25 минут двигательного отдыха, школьник полностью восстанавливает работоспособность, получает воздушный «душ» с ультрафиолетовой добавкой, удовольствие от движений — мышечную радость. Для младших школьников хороши подвижные игры, эстафеты.

        К названным двигательным моментам добавляются уроки физкультуры, занятия в физкультурных кружках и спортивных секциях, походы, прогулки с подвижными играми. Очень полезны ходьба на лыжах, игра в баскетбол, волейбол. Заниматься отдельными видами спорта школьники начинают в разном возрасте, в зависимости от физической подготовки и особенностей того или иного вида спорта.

        recept.wmwebwork.com

        Гигиенические требования к режиму дня детей дошкольного и школьного возраста

        Гигиенические требования к режиму дня детей дошкольного и школьного возраста.

        Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

        Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

        режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

        время пребывания на воздухе в течение дня;

        продолжительность и кратность сна;

        продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

        свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

        Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

        Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

        Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

        Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый — адекватная физическая подвижность, обеспечивающая оптимальную механическую нагрузку на костно-мышечную систему растущего организма ребенка. Так, избыточная физическая нагрузка, например, при переносе тяжестей, тормозит рост. Поэтому важно постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни низкой физической подвижности, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

        Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.

        Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.

        В режиме дня младших (3—4 года) и средних (4—5 лет) групп детского сада предусматривается 12—12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем).

        Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

        в 7 – 10 лет – 11 – 10 ч;

        в 11 – 14 лет – 10 – 9 ч;

        в 15 – 17 лет – 9 – 8 ч.

        У значительной части учащихся отмечается недосыпание. Оно связано с ранним началом занятий в первую смену (8.30 и даже в 8.00) и соответственно ранним подъемом детей, а также с поздним отходом ко сну. Более позднее засыпание обусловлено продолжительным приготовлением уроков и длительным просмотром телепередач, видеофильмов.

        Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания настроения, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

        Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей 1-го года жизни должна составлять не менее 5 – 6 ч в сутки. Кроме дневного сна на воздухе, в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5 – 2 ч.

        В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

        Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

        В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем. Задачи воспитания в этот период значительно расширяются. Наряду с укреплением здоровья и дальнейшим совершенствованием основных движений (ходьба, бег, лазание, метание) ставится задача обучения детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознакомления детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитания художественного вкуса. Дети приучаются к выполнению несложных обязанностей, простейшей трудовой деятельности, большей самостоятельности в самообслуживании. В средней и старшей группах должна проводиться большая работа по подготовке детей к обучению.

        Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3 – 4 лет, среднюю – 4 – 5 лет, старшую – 5 – 6 лет и подготовительную – 6 – 7 лет.

        Программами воспитания и обучения в детском саду, согласованными с Управлением Роспотребнадзора, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня:

        в младшей группе – 10 занятий в неделю по 10 – 15 мин,

        в средней – 10 занятий в неделю по 20 мин,

        в старшей – 15 занятий в неделю по 20 – 25 мин;

        в подготовительной – 19 занятий в неделю по 25 – 30 мин

        Продолжительность перерывов между занятиями 10 – 12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.

        Сравнительно с более старшими группами малышам отводится больше времени для приема пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее 3 – 4 ч, а летом – весь день.

        В режиме детей средней группы длительность организованных занятий увеличивается, и характер их несколько усложняется. С детьми старшей группы ежедневно проводится 2 – 3 занятия. Все свободное время: до завтрака, на прогулках и, особенно во второй половине дня после дневного сна – отводится для игр, т.е. деятельности, присущей психофизиологической природе ребенка дошкольного возраста. В связи с этим и процесс воспитания в детском саду строится на основе игровой деятельности детей. В подготовительной группе обязательные занятия удлиняются и усложняются.

        Для игровой деятельности отводится время утром (до завтрака), во время прогулок в первой и второй половине дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию многообразны: спокойные и подвижные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактические. Они помогают детям глубже познать окружающий мир, способствуют формированию логического мышления, произвольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию активности, находчивости, смелости.

        Особое значение имеют игры и прогулки на воздухе. Открытый воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В зависимости от климатических условий, времени года, погоды детям необходимо максимальное время проводить на воздухе. В любых условиях в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки в первой и второй половине дня, общая продолжительность пребывания детей на воздухе не должна быть менее 4 ч.

        При пребывании детей в детском саду круглосуточно вечерние игры и прогулка продолжаются до 19 ч. В 19 ч дети ужинают и в 20 ч (в подготовительной группе в 20 ч 30 мин) ложатся спать. Летом, когда темнеет позже, укладывание во всех группах отодвигается до 20 ч 30 мин. Подъем детей при круглосуточном пребывании в детском саду осуществляется в 8 ч (летом в 7 ч 30 мин). Время от подъема до завтрака заполняется утренней гимнастикой, туалетом, играми. Для приходящих детей это дополняется обязательным ежедневным профилактическим осмотром.

        При построении режима для учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8 – 12 ч и в 16 – 18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.

        В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников. Основными компонентами их режима дня являются учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе, регулярное и достаточное питание, гигиенически полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятия музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт и спортивные развлечения, общественная работа, самообслуживание, помощь семье).

        Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия – важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака.

        Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5 – 2-часового пребывания на свежем воздухе. При этом желательно первую половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а вторую – провести в спокойных прогулках.

        Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 ч, во 2-м классе – до 1,5 ч, в 3 – 4-х классах – до 2 ч, в 5 – 6-х классах – до 2,5 ч, в 7-м классе – до 3 ч, в 8 – 11-х классах – до 4 ч. Превышение указанного времени приводит к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и систем, а также отражается на сокращении времени прогулок, занятий спортом, сна.

        Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35 – 45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

        Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3 – 3,5 ч, в среднем – 2,5 – 3 ч, в старшем – 2 – 2,5 ч. В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.

        Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста – 1 — 1,5 ч, среднего и старшего – 1,5 – 2,5 ч в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на компьютере. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на компьютере, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.

        В режиме дня выходных дней и каникулярных периодов следует предусматривать максимальное пребывание детей на воздухе. Большое внимание должно быть уделено подвижным играм и развлечениям, спортивным играм и спорту, экскурсиям и туристическим походам. Время для чтения книг, посещения театров и кинотеатров должно быть распределено равномерно. Ежедневно выделяется время для помощи семье или общественно полезного труда. При этом у детей должно оставаться достаточно времени для творческой деятельности. Продолжительность сна и время на самообслуживание должны соответствовать возрастным возможностям детей. Во время каникул целесообразно оздоровление детей в различных лагерях.

        Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник – М.: Медицина, 2001 – 384с.

        gigabaza.ru



    You Might Also Like