Raiting-OY.ru

Все о детях

Социально эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста реферат

Эмоциональное развитие детей раннего возраста

Факторы, определяющие отношения детей к взрослым. Общение ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения. Ситуативно-деловое общение. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка. Негативное влияние конфликтов в семье.

курсовая работа, добавлен 28.10

Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста. Влияние родителей на развитие ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста. Обзор авторских программ раннего развития. Рекомендации для родителей по семейному воспитанию.

курсовая работа, добавлен 14.02

Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.

курсовая работа, добавлен 22.07

Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства. Кризис трех лет. Дошкольный возраст: развитие мышления, речи, внимания, памяти и воображения ребенка. Виды деятельности, характерные для данного возраста. Эмоционально-волевая сфера дошкольника.

контрольная работа, добавлен 26.01

Смысл проблемы сознания. Формирование условных рефлексов. Поведение ребенка с первых дней жизни. Развитие детской психологии. Процесс понимания и порождения метафор у детей. Мышление ребенка раннего возраста. Классификация и особенности явлений мышления.

контрольная работа, добавлен 05.02

Развитие познавательной сферы личности ребенка в период раннего детства. Перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Характерные особенности мышления ребенка. Развитие самостоятельности, кризис трех лет и эмоциональная сфера ребенка.

контрольная работа, добавлен 26.05

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Потребность общения детей друг с другом. Развитие у детей обобщений — мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Использование мышления у ребенка от 1 года.

курсовая работа, добавлен 30.05

Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональное общение ребенка и матери. Этапы процесса становления у детей первой функции речи. Потребность в общении ребенка со взрослыми.

реферат, добавлен 17.01

Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

контрольная работа, добавлен 15.07

дипломная работа, добавлен 10.11

Развитие речи у дошкольников, его связь с предметной деятельностью ребенка. Этапы развития речи детей раннего возраста. Усвоение языка и индивидуальное развитие с точки зрения психологических механизмов. Возрастание понимания речи по объему и качеству.

презентация, добавлен 23.02

Типы ощущений по Е.И. Рогову: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность. Развитие сенсорных процессов в онтогенезе. Развитие восприятия у детей раннего возраста.

курсовая работа, добавлен 05.09

Эмоциональное благополучие детей раннего возраста. Родительская позиция в семейном воспитании. Организация и проведение эмпирического исследования эмоционального благополучия детей раннего возраста у работающих и неработающих матерей, анализ результатов.

курсовая работа, добавлен 21.10

Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

дипломная работа, добавлен 23.06

Возрастная периодизация, характеристика периода новорожденности и грудного возраста. Психическое, физиологическое и личностное развитие ребенка в возрасте 1-3 года, 4-5 лет. Особенности развития детей 6-7 лет. Характеристики готовности ребенка к школе.

презентация, добавлен 03.08

Исследования ведущих отечественных психологов проблемы общения детей раннего возраста со взрослыми. Врожденные формы психики, особенности общения и поведения младенца. Моторика младенца, значение развития движений ребенка в первые месяцы жизни.

реферат, добавлен 12.07

Развитие эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте, ее особенности. Психологическая сущность эмоций. Психологическая природа игрушки, ее виды, функции и назначение. Гендерные характеристики детской игрушки, ее влияние на эмоциональное развитие.

дипломная работа, добавлен 18.11

Особенности здоровой психики ребенка. Речевое и эмоциональное общение школьников младшего школьного возраста. Развитие внимания, памяти и воображения. Общая характеристика учебной деятельности и ее влияние на умственное развитие и становление личности.

реферат, добавлен 13.05

Младший школьный возраст. Уровни адаптации в школе и проблемы. Дисциплина. Учёт индивидуальных способностей ребёнка. Развитие ответственности. Проблема агрессивности. Речевое, эмоциональное общение. Общение с учителем. Советы психолога Н.Л. Белопольской.

реферат, добавлен 30.09

Особенности эмоционально-волевой сферы и самосознания детей с речевой патологией. Структура личности как совокупность трех подструктур. Системы лексических значений, отражающих эмоциональные состояния и оценки детей. Эмоциональное отношение к дефекту.

реферат, добавлен 18.03

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоции и воспитательный процесс. Развитие эмоций в деятельности. Значение эмоций. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка.

курсовая работа [42.3 K], добавлена 03.04

Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей. Проявление эмоционального неблагополучия детей. Методы диагностики и коррекции, как средство преодоления эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.

дипломная работа [150.5 K], добавлена 06.05

Теоретическое исследование и изучение проблем понимания чувств и эмоций в зарубежной и отечественной психологии. Психологическая характеристика эмоций и чувств аномального ребенка. Анализ уровней эмоционального развития детей с умственной отсталостью.

дипломная работа [122.1 K], добавлена 29.06

Эмоциональные нарушения и их виды. Роль эмоций в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Принципы формирования позитивных эмоций. Диагностика уровня страхов, тревожности и агрессивности у дошкольников. Особенности их профилактики.

дипломная работа [117.1 K], добавлена 30.10

Характеристика социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Технологические подходы к развитию социальных эмоций. Описание опытно-экспериментальной работы по проблеме. Методические рекомендации по развитию социальных эмоций у дошкольников.

дипломная работа [104.3 K], добавлена 15.12

Эмоции в психической жизни человека. Исследование системы эмоционального развития детей. Выявление взаимосвязи между эмоциями и психической организацией ребенка. Психологическая характеристика дошкольного возраста, особенности эмоционального развития.

курсовая работа [104.2 K], добавлена 24.01

Проблема развития памяти, познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста, особенности их психического и личностного развития. Развитие памяти у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: организация исследования.

курсовая работа [206.6 K], добавлена 14.10

Проблемы развития личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Развитие игр у детей дошкольного возраста. Этапы формирования игровой деятельности детей. Значение игры.

дипломная работа [543.2 K], добавлена 06.11.2005

Изучение трактовки понятий эмоции и личности. Рассмотрение особенностей развития эмоций у детей раннего возраста; кризис трех лет. Выявление факторов, влияющих на эмоциональное состояние детей. Анализ предложенных способов гармонизации самочувствия.

дипломная работа [52.6 K], добавлена 10.11

Характеристика развития мышления, восприятия и речи у дошкольников. Особенности развития воображения, памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Игровая, изобразительная и трудовая деятельность детей дошкольного возраста. Готовность ребенка к школе.

курсовая работа [40.7 K], добавлена 23.08

Понятие общения, характеристика детей старшего дошкольного возраста и особенности общения детей 6 лет. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста, подбор методик, анализ результатов и рекомендации для педагогов.

курсовая работа [88.7 K], добавлена 09.06

Знакомство с теоретическими основами развития внимания детей дошкольного возраста. Общая характеристика структуры, классификации и функций дидактических игр. Рассмотрение наиболее важных этапов развития внимания у детей среднего дошкольного возраста.

дипломная работа [681.6 K], добавлена 15.12

Понятие и функции эмоций. Механизмы синтонии, децентрации и эмпатии. Анализ возрастных и психолого-педагогических особенностей эмоционального развития дошкольников. Факторы, предрасполагающие ребенка к неврозу. Специфика тревожности в детском возрасте.

дипломная работа [919.7 K], добавлена 14.03

Особенности физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Влияние семьи на развитие личности ребенка. Личностные особенности детей, воспитывающихся в детских домах. Уровень тревожности детей дошкольного возраста.

дипломная работа [4.8 M], добавлена 24.10

Сущность эмоций и их значение. Психологические особенности детей 5-6 лет. Механизм адаптации ( адаптационное поведение ). Хронологическая последовательность симптомов адаптации и дезадаптации. Онтогенез эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

курсовая работа [555.6 K], добавлена 09.03

Психологическая сущность и значение эмоций. Особенности эмоционального развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эмоциональные нарушения у детей младшего школьного возраста. Методы и методики психодиагностики эмоциональных нарушений.

дипломная работа [90.8 K], добавлена 18.07

Характеристика использования народного декоративно-прикладного искусства как средства развития образной памяти у детей дошкольного возраста. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста. Анализ эффективности проведённой работы с детьми.

дипломная работа [62.0 K], добавлена 15.11

Понятие и виды восприятия. Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста. Краткая история возникновения игрушки. Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста. Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа [82.2 K], добавлена 02.06

Понятие кризиса в психологии. Теоретические подходы к кризису трех лет в психологии. Особенности развития речи у детей раннего и дошкольного возраста. Экспериментальное изучение генезиса игровой деятельности при переходе от раннего к дошкольному возрасту.

курсовая работа [98.8 K], добавлена 12.06

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Сущность страхов в дошкольном детстве. Семейное воспитание детей дошкольного возраста. Роль семейного воспитания в формировании страхов детей дошкольного возраста как важная задача общей психологии.

курсовая работа [55.2 K], добавлена 20.07

Другие работы из коллекции:

Доклад из опыта работы на тему Социально–эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

В процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции.

Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать.

По новому варианту программы Венгера Л.А. “Развитие” работа эта проходит по разделу “Я и мир” в младшей и средней группе, но не находит продолжения в старших группах. И я решила обратиться к программе Князевой О.Л. “Я, ты, мы”, которая включает три основные темы:

В младшем возрасте я опиралась на психологические особенности детей. Дети в процессе своих действий думают о той цели, к которой стремятся, а не о средствах достижения. (Отнимая игрушку или толкая сверстника, который стоит на пути, ребёнок думает об игрушке, а не о правах и переживаниях другого).

Чтобы помочь ребёнку осознать моральную сторону своих действий оформила в группе уголок театрализованной деятельности.

Разыгрывала перед детьми сценки в которых воспроизводились отрицательные действия ребёнка. Участники сценок разные игрушки (куклы, мишки, зайцы).Участники конфликта, как правило узнают ситуацию. При этом они получали возможность увидеть себя “со стороны”. Это побуждало ребёнка самого внутренне определиться, нравится он себе в таком виде или нет. Продолжая опираться на психологическую особенность предлагала детям вообразить себя кем-то другим, т.е. ребёнок оценивал ситуацию не только со своей точки зрения, но и точки зрения этого “другого”. Он понимал, кто страдает от его действий. Использовала в работе игры-инсценировки: “Кукла Катя пошла в гости”, чтение художественной литературы, путешествие в сказку.

С этой целью нашла для себя находку и приём. Изготовила игрушку-гусеницу.

Она помогала нам решать множество проблем, игрушка многофункциональная. Она не только украшает группу, можно изменить настроение у гусеницы, заплести косички, развить сенсорные способности, закрепить цифры, фрукты, овощи. Так как эта гусеница не простая, а волшебная, дети отправлялись с ней и на ней в путешествие по сказкам.

Другая проблема, с которой я столкнулась – дети испытывали трудности в общении, страдали излишней тревожностью. Поставила перед собой цель, обеспечить психологический климат для каждого ребёнка. Оформила “Уголок настроения”, в виде солнышка, лучики косички с разноцветными бантиками.

Если ребёнок начал свой день с выбора серого цвета, предлагала ребёнку театрализованную деятельность или нарисовать какой-то рисунок в “Альбоме настроения”, т.е. ребёнку предоставлялась возможность для самовыражения.

А так же провела цикл занятий “Хорошее настроение”. Таким образом к концу года у детей снизилась тревожность, дети стали более общительны, контактны со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте продолжала наблюдать за эмоциональным состоянием детей, дифференцировала для себя программный материал. Дополнила оформление группы, появилась “стена радости” с великолепными куклами Сашей, Машей, Дашей.

Т.е в старшем дошкольном возрасте продолжала работу по психо-эмоциональному состоянию детей. Старалась поддерживать у детей чувство общности, желание сотрудничества, стремилась, чтобы они играли не только с теми, с кем дружат или кто им нравится, а со всеми детьми.

Дети учились понимать, из-за чего возникают конфликты, “вскрывать” их причины. В помощь разрешения конфликтов у нас существовал “Банк идей”. Это обыкновенная баночка, в которую дети в течении длительного времени складывали “записки” с различными советами по выходу из конфликта. Когда возникала ситуация, мы обращались к банку. Во время разрешения конфликтной ситуации банк пополнялся другими идеями.

С детьми проводила беседы по содержанию художественных произведений, театрализованная деятельность с кукольными персонажами, игры на сотрудничество.

Перед собой ставила задачу заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада. Родителей постоянно держали в курсе событий, создавали возможность для ознакомления с работой по Программе.

Родителям предлагалось дома побеседовать с детьми на следующие темы:

  • “О собственном детстве” (показать свои фотографии)
  • “О дружбе” (с кем дружили в детстве, каким должен быть друг, для чего нужна дружба)
  • Вспомнить пословицы о дружбе
  • О грусти (почему Вам иногда бывает грустно, рассказать о каком-то печальном событии в своей жизни)
  • Родители совместно с детьми оформили альбомы “История семьи”, которые приносили в детский сад. Дети показывали друг другу свои альбомы, рассказывали об интересных событиях своей семьи, многие знали как начиналась их семья.

    Провела родительское собрание совместно с папами и детьми на тему “Сделаем вместе” посвящённое 8 Марта.

    В уголке для родителей постоянно организовывала специальные экспозиции и выставки детских работ. Из рисунков делала выводы: каковы взаимоотношения в семье, выделяется ли кто из членов семьи. Приятно было отмечать многие из детей в портрет включали бабушек. По каждому рисунку проводила беседу с автором, дети давали текстовое приложение: пожелание своей семье.

    Проводила “Дни открытых дверей”, открытое занятие “Дразнить и докучать”, с приглашением родителей и их участие в игре. Очень нравилось детям играть с родителями в игру “Скажем друг другу комплемент”.

    Для выявления уровня усвоения программы детьми совместно с методической службой сада разработана “карта оценки уровня” освоения программы “Я, ты, мы” по которой в форме опроса детей провели диагностику по критериям:

  • Уверенность в себе
  • Чувства, желания, взгляды
  • Социальные навыки
  • Диагностика показала: высокий уровень- 79%, средний уровень – 21 %, низкий уровень- нет

    Сейчас, когда встречаюсь со своими воспитанниками, а теперь уже учениками, при общении с учителями, отмечаю для себя: их справедливую самооценку, доброжелательное отношение к новым друзьям-одноклассникам, огромное желание дружить и помогать друг другу.

    И я уверенна, если вы обратите больше внимания социально-эмоциональному развитию детей – никогда об этом не пожалеете, как не жалею и я.

    vylechitrebenka.ru

    Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста

    Развитие малыша в социуме – это значит, что он понимает традиции, ценности и культуру того общества, в котором воспитывается. Первые навыки социального развития ребенок получает при общении со своими родителями и близкими родственниками, потом от общения со сверстниками и взрослыми. Он постоянно развивается как личность, узнает, что можно делать, а что нельзя, учитывать свои личные интересы и интересы окружающих, как нужно себя вести в том или в этом месте и окружении.

    Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста — Особенности

    Социальное развитие детей дошкольного возраста играет значимую роль в становлении личности. Помогает ребенку стать полноценным человеком со своими интересами, принципами, устоями и желаниями, которые не должны игнорироваться его окружением. Чтобы социальное развитие происходило равномерно и правильно, каждому малышу необходимо общение, любовь, доверие и внимание, прежде всего, родителей. Именно мама и папа могут дать своему малышу опыт, знания, семейные ценности, обучают умению приспосабливаться в жизни к любым условиям.

    С первых дней новорожденные детки учатся общению со своей мамой: улавливать ее голос, настроение, мимику, некоторые движения, а также пытаются показать, чего они хотят в определенный момент времени. С 6 месяцев и примерно до 2х лет малыш уже может общаться с родителями более осознанно, может просить помощи или делать что-то вместе с ними. Необходимость находиться в окружении сверстников возникает примерно к 3м годам. Дети учатся взаимодействовать и общаться уже друг с другом.

    Развитие детей в социуме от 3х до 5 лет. Это возраст «почемучек». Именно потому, что появляется множество вопросов о том, что окружает ребенка, почему происходит именно так, зачем это происходит и что произойдет, если… Дети начинают старательно изучать мир вокруг себя и что в нем происходит. Изучение происходит не только путем осматривания, ощупывания, пробы на вкус, но и речи. Именно с ее помощью ребенок может получает интересную ему информацию и делиться ею с окружающими его детьми и взрослыми.

    Дети дошкольного возраста, 6-7 лет, когда общение носит личностный характер. Ребенка начинает интересовать сущность человека. В этом возрасте детям нужно всегда давать ответы на их вопросы, они нуждаются в поддержке и понимании родителей. Потому что близкие люди являются для них главным примером для подражания.

    Социальное-личностное развитие

    Социально-личностное развитие детей происходит в нескольких направлениях:

    • получение социальных навыков;
    • общение с детьми одинакового возраста;
    • обучение ребенка хорошему отношению к самому себе;
    • развитие в процессе игры.

    Для того чтобы ребенок хорошо относился к самому себе, нужно создавать определенные условия, помогающие ему понять свою значимость и ценность для окружающих. Детям важно оказываться в ситуациях, где они будут центром внимания, они всегда к этому стремятся сами. Также каждому ребенку необходима похвала за их действия. Например, собирать все рисунки, сделанные детьми в саду или дома, а потом на семейных праздниках показывать гостям или другим детям. В день рождения ребенка все внимание должно быть обращено к имениннику.

    Родители должны всегда видеть переживания своего малыша, уметь посочувствовать ему, порадоваться или огорчиться вместе, оказать необходимую помощь при затруднениях.

    Социальные факторы в развитии личности ребенка

    На развитие детей в социуме воздействуют некоторые аспекты, играющие значимую роль в формировании полноценной личности. Социальные факторы развития ребенка делятся на несколько видов:

  • микрофакторы – это семья, близкое окружение, школы, сады, сверстники. То, что наиболее часто окружает ребенка в повседневной жизни, где он развивается и общается. Такую среду еще называют микросоциумом;
  • мезофакторы – это место и условия проживания ребенка, регион, тип поселения, способы общения окружающих людей;
  • макрофакторы – это влияние страны, государства, общества, политических, экономических, демографических и экологических процессов в целом на ребенка.
  • razvitiedetei.info

    • Главная
    • Начальная школа
    • Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
    • Эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками

      Шапошникова Т. В.

      Дошкольный возраст – время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Наша задача состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребёнка, пробудить в детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. В качестве основных приоритетов сегодня выступают: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии. В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями мы должны воспитывать детей с активной жизненной позицией, коммуникативными, активными, любознательными, инициативными. Поэтому проблема эмоционально-личностного развития детей сегодня становится особо актуальной. В программе воспитания и развития детей «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания.

      Исходя из актуальности проблемы, мною была выбрана тема «Эмоционально – личностное развитие младших дошкольников в процессе общения с взрослыми и сверстниками» и поставлены следующие задачи:

      1. Создать условия по эмоционально-личностному развитию детей в группе (развивающая среда) .

      2. Изучить новинки методической и психолого-педагогической литературы по теме.

      3. Составить перспективный план работы по данному направлению с детьми младшего дошкольного возраста.

      В этом учебном году (2011-12 год, набирая малышей, я столкнулась с тем, что дети не умеют общаться друг с другом, решать проблемы, возникающие в процессе игры и общения (уступить друг другу игрушку, попросить правильно игрушку, вступить друг с другом в общую игру, кроме того у большинства детей группы (особенно домашних) преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми. Поэтому с целью адаптации детей к новым социальным условиям я пришла к выводу, что необходимо формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками в ДОУ. Мною была поставлена цель: формирование у детей потребности в новых формах общения со взрослыми: сотрудничестве, инициативном общении на познавательные темы и инициативном общении со сверстниками.

      Задачи в работе с детьми:

      1. Создавать условия для партнёрского общения со взрослыми.

      2. Создавать основу для формирования позитивного образа «Я».

      3. Содействовать развитию представлений о человеке: его внешних особенностях, психическом состоянии (эмоции, настроение) .

      4. Вызвать у детей интерес к познанию себя как человека и индивида.

      Изучив программу социально-личностного развития детей «Я-Ты-Мы» О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной я постаралась создать в группе условия для эмоционально-личностного развития детей. С этой целью совместно с родителями были изготовлены пособия и игры:

      • Пособие «Ворчун и весельчак»

      В содержании работы выделила следующие этапы:

      1 этап — цель: формирование у детей потребности в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве, получении новых сведений об окружающем, в том числе элементарных представлений о своих внешних особенностях и внешних проявлениях.

      На данном этапе содержание работы включало в себя следующие формы: Игровые образовательные ситуации:

      А) «Ребенок и кукла»

      Б) «Отражение в зеркале»

      В) «Какого цвета глаза».

      В качестве материала использовалась большая, в рост ребенка кукла. В режимных моментах при умывании, одевании, раздевании, обговаривали действия детей, обращали внимание на части тела и лица, просили детей показать и назвать их. Дети выделяли особенности своей внешности, называли части тела, части лица. Началась работа по ознакомлению с внешними проявлениями: выражением эмоций радости и печали. В индивидуальных играх-занятиях использовали специальных дидактических кукол и знакомили детей с мимикой, характерной для выражения эмоций радости и печали. Дети совершали с куклами действия, соответствующие изображенной эмоции: жалели, качали, прижимали к себе «плачущую» куклу.

      2 этап. Цель: формировать потребность в общении со взрослыми на познавательные темы как основу формирования образа «Я»: представлений о себе и окружающих людях, внешних и внутренних особенностях. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек уникален и неповторим. Научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

      На данном этапе содержание работы включало в себя следующие формы:

      Игровые образовательные ситуации:

      А) «Как мы выражаем свои чувства»

      Б) Знакомство с эмоциями

      В) Просматривание альбомов «Вот я какой! », «Эта книжка для меня»;

      • «Узнай, где твоя ладошка (ступня) ;

      • «Догадайся, о ком я расскажу».

      • «Сравни себя с другими».

      Изготовление родителями и рассматривание индивидуальных альбомов детей: «Вот какой я! », «Это книжка про меня», в которых родители рассказывают о своём ребёнке, что он больше всего любит, что ему нравится. Рассматривание альбомов помогает детям обратить внимание на вкусы и предпочтения сверстников группы. Постепенно при рассматривании альбома я предлагаю ребёнку самому рассказать о себе. В результате работы на данном этапе у детей происходило формирование образа «Я»: употребление в речи местоимения «Я», сложились представления об особенностях своей внешности, стали проявляться устойчивые предпочтения, возник интерес к внешности сверстников, дети стали обращать внимание на эмоциональное состояние других детей группы, соответствующим образом на него реагировали: жалели.

      3 этап. Цель: формировать потребность в общении со сверстниками и развитии на этой основе социальных навыков. Обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.

      Через создание проблемно-игровых ситуаций, связанных с внесением новой игрушки, мы подводили детей к осознанию некоторых причин возникновения ссор, в играх «Поссорились-помирились», «Подружились» давали образец простых способов выхода из конфликта. Наиболее популярной «мирилкой» у детей стала «Подушечка примирения».

      Начали работу по формированию у детей элементарных представлений о позитивных поддерживающих приемов общения. При праздновании дня рождения ребенка, где в качестве наглядности используем панно «С Днём рождения», на котором демонстрируем портреты именинников, даем образец поздравления: традиционный «Каравай», добрые слова, исполнение песни, танца, стихотворения. Традицией в нашей группе стали подарки и сюрпризы для малышей. Эти сюрпризы помогают детям почувствовать, как приятно получать подарки, что подарком можно порадовать другого.

      Дети овладели некоторыми способами взаимодействия со сверстниками: оказывали помощь при одевании, под контролем взрослого начали проявлять способность подчиняться элементарным правилам общежития, с помощью слов, жестов выражали сочувствие к другому ребенку.

      Всю работу в данном направлении организую в тесном взаимодействии с родителями. Родители мои первые помощники и партнеры. Интересными, на мой взгляд, были следующие формы работы:

      • Родительское собрание «Права ребенка — обязанности родителей»;

      • Изготовление пособия «Семейное дерево»,

      • Индивидуальных альбомов «Вот какой я», «Эта книжка для меня».

      Проводились индивидуальные беседы с родителями, где было предложено побеседовать дома с ребенком на следующие темы: О вашем собственном детстве, о дружбе, о ссорах, о страхе, о смелости.

      В группе сложились и свои традиции:

      • «Подари улыбку другу»

      • Музыкотерапия (рисование под музыку, релаксация, засыпание)

      • Игры с «сонными игрушками»

      • «День рождения ребенка» (традиционный «Каравай», добрые слова имениннику, чтение стихотворения, исполнение песни, изготовление подарков) .

      В общении с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

      • Отсутствие психологического давления на ребенка

      • Введение традиций, повышающих общий эмоциональный фон и улучшающих психологический климат;

      • Учет конкретных интересов детей в совместной деятельности.

      Таким образом, информирование родителей по проблеме вызвало интерес, внимание к вопросам социально-эмоционального развития детей. Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми содействовало развитию инициативного общения ребенка с взрослыми (не только близкими) .

      1. Дети овладели некоторыми способами взаимодействия со сверстниками: оказание помощи в одевании, проявляли способность под контролем взрослого подчиняться элементарным правилам общежития, выражать словом, жестом сочувствие, сопереживание.

      2. У детей происходит формирование образа «я», употребляют в речи местоимение «я».

      3. Дети начали проявлять более яркие и разнообразные эмоции, наблюдается эмоциональная избирательность.

      Предварительный просмотр:

      Конспект открытого занятия по социально- эмоциональному развитию детей 2 младшей группы с ЗПР, ЗРР воспитателя Шипулиной Л. А.

      ТЕМА: «Солнышко в гостях у ребят»

      Цель: развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей.

      1. Закрепление умения распознавать и понимать эмоции других.

      2. Упражнение детей умению передавать эмоциональное состояние (радость, грусть) героя сказки, используя мимику, пантомимику.

      3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

      4. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, речи, уверенности в себе.

      5. Воспитание навыков позитивного межличностного общения, умения быть терпимым к чувствам и желаниям друг друга.

      Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», драматизация отрывков произведения, рассматривание иллюстраций к сказки. Мотивация: Оказание сказочному персонажу эмоциональной поддержки. Материал к занятию: наглядный: мягкая игрушка солнышко, два бумажных сундучка (на одном изображена пиктограмма радости, на другой- грусти) ; ведерко для бумажного салюта; комочки цветной бумаги (для игры в «салют») ; мешочек с изображением солнышка, карандаш оранжевого или желтого цвета, раздаточный материал: картинки с изображением отрывка из сказки «Заюшкина избушка» (один- грустный, другой- веселый) .; листы бумаги разного цвета. Формы организации: фронтальная с элементами игровой деятельности, групповая и индивидуальная.

      1. Вводная часть.Ритуал начала занятия.

      Цель: способствовать сплочению детей, создать атмосферу группового доверия и принятия, создать положительный эмоциональный настрой.

      Педагог вместе с детьми встает в круг.

      Воспитатель: «Мы дружно за руки возьмемся (пауза) и друг другу улыбнемся (все улыбаются) , скажем: «Здравствуйте!».

      Если ребенок не улыбается, без настроения, то нужно сказать ему ласково:

      — Здравствуй Мишенька! ( далее акцентрировать внимание на занятии на тех детей, которые не улыбнулись) .

      Дети садятся на стульчики, которые стоят по кругу.

      Рефлексия прошлого занятия.

      Воспитатель: Ребята, мы с вами на прошлых занятиях говорили о настроении, узнали, что настроение бывает веселое и грустное.

      А у вас какое сейчас настроение? (обращаюсь к некоторым детям, или к детям, которые скажут, что настроение грустное) Вот сейчас мы будем веселиться, чтобы поднять настроение у Миши, Вани, чтобы у Насти, Варе настроение было еще веселее.

      К нам в гости сегодня пришло волшебное солнышко. Хотите его увидеть?

      Игровое упражнение «Соедини ладошки».

      Цель: погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этом занятии, отвлечь от страхов, переживаний, способствовать установлению эмоционального контакта с ребенком, снять эмоциональное возбуждение, создать атмосферу группового доверия и принятия друг друга.

      Воспитатель: Встаньте в круг, ручки в стороны, ладошки друг другу покажите, соедините ваши ладошки все вместе. Чувствуете тепло ладошек друг друга? Вам приятно так стоять? (ответы детей) Если мы все вместе скажем волшебные слова шепотом, то солнышко появится. Повторяйте шепотом волшебные слова: «Поднимись, поднимись, над нами окажись!» (дети произносят слова) .

      Откройте глазки, ручки опустите. Вот мы и увидели волшебное солнышко. Садитесь тихонечко на стульчики.

      2. Основная часть.

      Педагог обыгрывает появление игрушки- солнышка!.

      Обыгрывание педагогом появление игрушки.

      Солнышко здоровается с детьми:

      — Здравствуйте дети. Я очень радо вас видеть.

      Воспитатель: Детки, что это с солнышком, оно загрустило, заскучало. Давайте развеселим его, поиграем с ним в разные игры, согласны?

      Сюрпризный момент. Рассматривание двух сундучков со сказками.

      Цель: активизировать интерес к занятию, развитие умения определять эмоцию радости и грусти по пиктограмме, умения сравнивать, развивать речь.

      Воспитатель: Посмотрите, у солнышка есть два волшебных сундучка, в них живут сказки (воспитатель показывает два сундучка, затем показывает на сундучок, на котором изображена веселая пиктограмма)Скажите, сундучки одинаковые или разные? Верно, заметили, они разные. На сундучках изображены рожицы.

      Эта рожица веселая, или грустная? (воспитатель показывает на сундучок, спрашивает одного из детей, дети называют) .Конечно, же — эта веселая рожица. И в этом сундучке живут веселые отрывки из сказок. А это рожица на сундучке веселая или грустная? (ответы детей) Верно – грустная. В этом сундучке живут грустные отрывки из сказок.

      Игра «Найди картинку к сказке и определи настроение героев».

      Цель: способствовать умению соотносить прослушанный текст сказки с соответствующим изображением на картинке, умению отвечать на вопросы воспитателя;развитие умения определять настроение героев произведения, слухового внимания, памяти, умение анализировать.

      Педагог показывает несколько картинок в руке.

      Воспитатель: Но вот случилась беда, подул сильный ветер и сундучки упали, сказки из них высыпались и все перепутались. Вот видите, у меня картинки из разных сказок ( педагог раздает каждому ребенку по две картинки- одну с грустным эпизодом, другую с веселым, дети рассматривают) .На одних картинках нарисованы грустные сказки, на других веселые отрывки их сказок.

      Поможем солнышку правильно разложить картинки по сундучкам? Но сначала я прочитаю отрывок из сказки, а вы должны найти картинку к этой сказке и сказать веселый отрывок или грустный? Слушайте внимательно.

      Чтение отрывка сказки воспитателем.

      Отрывок 1. Из русской народной сказки «Заюшкина избушка».

      …Попросилась лиса у зайчика погреться. Зайчик пустил ее к себе в дом, накормил, напоил. А Лиса его и выгнала…Идет зайчик и плачет…..

      Беседа по прочитанному отрывку.

      Вопросы к детям:

      — Скажите, этот отрывок грустный или веселый? (предполагаемые ответы детей: «грустный») .Посмотрите на свои картинки, найдите картинку к этой сказке. Поднимите вверх картинку.

      Создание ситуации успеха (авансирование успеха) :

      — Я знаю, вы сможете правильно найти.

      — Скажите, что зайчик чувствует? Он веселый или грустный? (ответы детей) Верно зайчику плохо, обидно, что лиса его из дома выгнала. Он печальный, несчастный.

      — Покажите на своем лице, как зайчику грустно.

      Игровое упражнение «Изобрази героя сказки».

      Цель: развивать умение распознавать эмоциональное состояние героя сказки и передавать его (радость, грусть) , используя мимику, способствовать расслаблению мышц лица.

      Дети мимикой изображают грустного зайчика.

      — Ему страшно, он боится в лесу один.

      — А чтобы ты, Миша, сделал, чтобы зайчику не было грустно? (ответы детей)

      — А теперь слушайте внимательно еще один отрывок из сказки.

      Отрывок 2. . Из русской народной сказки «Заюшкина избушка».

      . Выскочила лисица из избушки и в лес убежала. Так ее петушок напугал!

      А зайчик вместе с петушком стали жить да поживать да добра наживать….

      — Скажите, этот отрывок грустный или веселый? (предполагаемые ответы детей: «веселый») .Посмотрите на свои картинки, найдите картинку к этой сказке. Поднимите вверх картинку. Опустите картинку.

      — Что чувствует зайчик, ему стало весело или грустно?

      — Почему зайчик стал веселым? (предполагаемые ответы детей: «петушок лису прогнал»…..)

      — Вы умнички! Зайчик стал веселым, потому что лису прогнал Петушок, да и зайчишка теперь не один, у него друг появился, ему теперь будет его защищать, играть с ним. Да и зайчик будет заботиться о Петушке.

      Вместе всегда веселее.

      Дидактическая игра «Разложи картинки по сундучкам».

      Цель: развивать умение дифференцировать эмоции и чувства героев сказки, зрительной внимание.

      Воспитатель:А сейчас, тот, кого я назову, пойдет и положит свои картинки, веселые в один сундучок, а грустные в другой.

      (Воспитатель первым вызывает ребенка, который наверняка правильно справиться с заданием, задает вопросы)

      Создание ситуации успеха (авансирование успеха и блокирование состояние страха) :

      — Миша, я знаю, ты справишься с этим заданием, ничего страшного нет.

      — Посмотри, (педагог показывает на веселого)зайчик на этой картинке какой: веселый или грустный? Как ты догадался? Я думаю, ты по мордочке определил. Рот у него улыбается, глазки веселые. А почему ты эту картинку положил в этот сундучок? Ложи картинки.

      Молодец. Иди на место и покажи, как шагал веселый зайчик.

      (Затем воспитатель вызывает других детей, можно сразу нескольких, дети при этом отвечают на вопросы воспитателя, некоторых детей педагог просит выразить пантомимикой и мимикой эмоции) .

      Воспитатель берет игрушку солнышко и от его имени говорит:

      — Спасибо ребятки, вы мне очень помогли, а то я бы сама никогда не справилась. А давайте с вами поиграем в интересную игру «Салют».

      Подвижная игра «Салют» под веселую музыку.

      Цель- снятие излишней агрессивности у детей, развитие быстроты двигательной реакции, ловкости, тактильной чувствительности, формирование положительного психологического микроклимата в группе, создать положительный эмоциональный настрой.

      Воспитатель:Поиграем с солнышком? Встаньте со стульев и выйдите на середину зала. Сейчас мы сделаем из бумаги салют (воспитатель берет лист бумаги и сжимает ее в комок)вот так, и подбросим его вверх. Это будет у нас салют.

      Берите листочки и бросайте.

      Воспитатель может приготовить уже заранее сделанные комочки и бросить их для игры детям. Можно предложить кричать: «Ура». После того как дети поиграли, педагог предлагает весь салют собрать и положить в волшебный мешочек и завязать его.

      Воспитатель:Какие вы молодцы, как весело играли! А сейчас солнышко хочет поиграть с вами в игру, которую вы хорошо знаете «Карандашик и кисточка». Подойдите к стульчикам, но не садитесь, (дети встают в круг у стульев, но так, чтобы стулья им не мешали) .

      3. Заключительная часть.

      Игровое упражнение на снятие мышечного напряжения «карандашик – кисточка». Цель: Снять психическое и физическое напряжение, способствовать формированию у детей навыка саморегуляции, умению осознавать и контролировать свои эмоции и действия.

      Воспитатель напоминает детям, как изображать карандашик- Руки прижаты к туловищу, напряжены, ноги и спинка прямая. А кисточка – руки и ноги ослаблены, слегка согнуты, как бы болтаются.

      По сигналу ведущего «карандашик» — дети напрягаются, изображая карандаш, «кисточка» — расслабляются. Упражнение повторяется несколько раз.

      Рисование воспитателем солнышка на ладошках детей.

      Цель: развивать тактильную чувствительность, вызвать у детей эмоциональную удовлетворенность.

      Воспитатель:Солнышку с вами было очень хорошо, весело, ему понравилось играть и с… (называет всех детей ласково) .И солнышко хочет вам на память сделать очень приятный подарок (воспитатель одевает на руку куклу солнышко, берет в руки карандаш и рисует солнышко с улыбкой у каждого ребенка на ладошке)Что ты чувствуешь, когда солнышко рисует у тебя на ладошке? Тебе приятно?

      Воспитатель:Те, кому занятие понравилось — поднимите свои ручки с солнышками. Умнички. Опустите ручки. Поднимите ручки с солнышками, кому понравилось с солнышком играть? (дети поднимают) . Кому не понравилось играть с солнышком- поднимите руки. Солнышку нашему стало очень весело, но ему пора уходить.

      Давайте покажем ему, как мы всегда прощаемся после занятия друг с другом. Смотрите на меня и повторяйте за мной.

      Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши».

      Дружно хлопнули в ладоши,

      Все, во что мы здесь играли,

      Мы запомнили с тобой.

      Мы создадим свой Мир чудес,

      Пройдя Познания дорогу.

      Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Ведерко, формочки, совок — первое, что мы приобретаем своему ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.

      Это традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

      Игра в песок, особенно для малышей, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

      Что нужно для игры в песок в помещении?

      Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ребёнку нормы и правила поведения в группе. Воспитатели естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

      Важным достоинством игр с песком является и то, что создание картин на песке, в отличие от рисунка, не требует каких-либо умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Это важно для всех, кто не уверен в себе, боится, что у него не получится или получится недостаточно хорошо.

      Общие рекомендации по подготовке и проведению игр с песком с детьми младшего дошкольного возраста:

      1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой малышей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

      2. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости, игра ненавязчиво завершается.

      3. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

      4. Для начала и окончания игр вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

      Уважаемые педагоги предлагаю вам окунуться в волшебный мир песка. (Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.)

      Ведущий просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

      • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

      • легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

      • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

      • перетирает песок между пальцами, ладонями.

      Педагог: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки.

      А что чувствуете вы?” Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения.

      Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.

      Наверное, дорогие друзья, многие из Вас в детстве делали “секретики”. Каждый из Вас, наверняка, до сих пор чувствует в руке и видит образ своих стеклышек, фантиков, блёстков, цветочков и пр. А ведь “засекречивать” можно не только это, но и игрушку.

      Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка) , а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки) .

      Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

      Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка, прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

      Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа) . Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

      Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

      Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

      «Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

      «Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

      Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем потешки, стихи о воде и дожде. Вода, как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому её применение в песочных играх целесообразно.

      Обратите внимание на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Что можно делать с мокрым песком? (Ответы педагогов) .

      Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок) .

      Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

      «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

      «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

      «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

      «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками, друг с другом — «жучки здороваются») .

      Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки, можно предложить построить разноцветный заборчик вокруг норки из счётных палочек.

      Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на эмоциональное развитие малыша .

      Как вы думаете, в каких видах деятельности можно использовать песочные игры?

      Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей.

      В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства.

      Песок раскрыл перед Вами многие свои секреты. Теперь Вы знаете, какие чудеса можно творить с его помощью. Я поделилась с Вами идеями, а дальше поведут Вас — Ребенок, Любовь, Фантазия и Творчество.

      «Все мы вышли из детства»,- сказал однажды Антуан де Сент – Экзюпери. Более гениальной фразы трудно придумать. Но почему же тогда нам, взрослым, так трудно понять ребенка, понять его чувства, осознать его реальные возможности? Вопрос остается открытым…

      Надо ли развивать чувства ребенка, его эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, сострадание? Конечно, ведь каждый из нас неоднократно на себе испытал самый страшный дефицит нашего времени-дефицит доброты! Это влияние имеет непосредственное отношение к наиболее острой и глобальной проблеме современного мира-психологическому здоровью детей.

      В настоящее время большое количество детей с различными заболеваниями. Чтобы сохранить здоровье детей необходимо обратить внимание на развитие эмоциональной сферы. Эмоции( от лат.emoveo – потрясаю, волную) психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

      Эмоции влияют на внутренние органы организма. Можно проследить четкую взаимосвязь каждого органа с видом эмоции. Причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

      Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств.

      Из практики видно, что год от года дети приходят в д\с с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то только в резкой форме. Отсюда возникают проблемы со сверстниками и взрослыми.

      Ребенок замыкается в себе со своими личностными проблемами. Современные дети стали менее чувствительны к чувствам других. Они не всегда способны контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности, неадекватности поведения.

      Результаты проведения опроса воспитанников в июне этого года позволила сделать вывод: среди изученных индивидуальных особенностей детей у 20% воспитанников крайне редко проявляется эмоциональная отзывчивость и у 15% детей проявляется редко, в зависимости от ситуации. Данный фактор сподвиг нас на углубленное изучение данной темы. Мы решили провести педагогическое исследование с целью: создание условий повышения эффективности процесса формирования эмоциональной сферы.

      Объект исследования— эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования— процесс эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста посредством использования театральной деятельности Цель исследования: выявление условий повышения эффективности эмоционального развития дошкольников .

      1. Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы дошкольных учреждений по формированию эмоциональной сферы.
      2. Проанализировать педагогические возможности театрализованной деятельности для формирования эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
      3. Разработать систему занимательной театрализованной деятельности, оценить ее эффективность. Гипотеза исследованияпостроена на предположении о том , что использование театральной деятельности в процессе занятий и других форм работы с детьми будет способствовать эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста

      Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что проблема развития эмоциональной сферы у детей изучали многие ученые. В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка.

      При этом развитию эмоциональной сферы уделяется все меньше и меньше внимания. Выготский Л. С. и Запорожец А. В. указывали на то, что только согласованное функционирование этих двух систем -эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых видов деятельности.

      Проанализировав опыт работы дошкольных учреждений по формированию эмоциональной сферы развития дошкольников, мы попытались проанализировать педагогические возможности театрализованной деятельности для формирования эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста

      И пришла к выводу, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости -это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

      Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания, эмоционального развития.

      Вся работа проводилась в несколько этапов:

      На первом этапе содержание работы заключалось в анализе состояния воспитательно-образовательного процесса по проблеме «Формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»; В самом начале работы было проведено анкетирование с родителями ,в ходе анкетирования были выявлены противоречия между тем, что родители считали формирование эмоциональной сферы у детей важным моментом . Но не придавали особого значения ее формированию ни в детском саду, ни дома, считая, что гораздо важнее научить ребенка считать, писать, читать.

      Наблюдая за деятельностью детей, за их взаимоотношениями со сверстниками, со взрослыми, была проведена диагностика уровня эмоциональной сферы по следующим критериям:

      -отклик на эмоции близких людей и друзей

      -сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов

      -эмоциональное реагирование на произведение искусства

      -проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении.

      -представление об эмоциональных состояниях.

      Вывод: результаты диагностики подтвердили насколько слабо развиты критерии эмоциональной сферы детей.

      2 этап -организационно-прогностический. На данном этапе содержание работы заключалось в разработке плана внедрения театрализованной деятельности в образовательный процесс в совместной и самостоятельной деятельности. При составлении плана я придерживалась следующей последовательности.

      Сначала идет ВОСПРИЯТИЕ – слушание (рассказывание, чтение, аудиозаписи) , визуальное восприятие (показ воспитателя, демонстрация) . Затем идет ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (режиссерские игры, драматизация, перевоплощение, обыгрывание, спонтанные театрализованные игры, игры-имитации) . И последний этап ТВОЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ(импровизация, режиссерские самостоятельные театрализованные игры) .

      Формы работы с детьми,которые мы используем на первом этапе – этапе восприятия– это: чтение, показ, просмотр видеофильмов, разучивание произведений устного народного творчества, наблюдения.

      Второй этап -этап воспроизведения.То есть ребенок уже способен воспроизвести действия того или иного персонажа, перевоплотиться в него, но творчески обыграть сюжет он не может, здесь мы используем такие формы, как драматизация, обыгрывание, игры-имитации, перевоплощение.

      Третий этап-этап творческого преобразования уже заключительный, на котором ребенок способен самостоятельно импровизировать, обыгрывать сюжет. На этом этапе эффективны такие формы работы, как импровизация, режиссерские, самостоятельные театрализованные игры, авторские театрализованные игры.

      3 этап работы -практический.

      На этом этапе создавалась развивающая предметно-пространственная образовательная среда.

      Мы оборудовали зону театрализованной деятельности и «тихий» уголок, где ребенок может побыть один, поиграть в дидактическую игру, прорепетировать роль.

      В зоне театральной деятельности мы разместили разные виды кукольного театра (плоскостной театр, пальчиковый театр, театр из конусных игрушек, театр на ложках, театр на палочках, театр миниатюр, театр игрушек, театр би-ба-бо) . В этой зоне у нас есть ширма для показа кукольного театра (удобная, легкая, с занавесом для смены декорации)

      Оборудован уголок ряжения, в котором есть различные костюмы, маски, атрибуты для сказочных персонажей.

      2. Реализация плана

      Например в образовательной деятельности «Художественная литература»знакомим детей с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников и самостоятельной театрализованной деятельности.

      В образовательной деятельности «Художественная творчество»проводим знакомим с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля, рисуем разными материалами персонажей той или иной сказки, делаем аппликации, лепим.

      В области «Познание» знакомим детей с предметами ближайшего окружения, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традицией народов, что послужит в дальнейшем материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

      «Музыка»-знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующее более полной передаче образов героев.

      «Коммуникация»-использование скороговорок, чистоговорок, потешек, развитие четкой дикции.

      «Физическая культура»-в этой области используем подвижно-сюжетные игры: «У медведя во бору», «Собачка-жучка», «Курочка и цыплята», «Зайка-беленький сидит» и т.д.

      «Социализация»-использование дидактических игр.

      Здоровье сберегающие технологиииспользуемы в работе:

      Другие статьи по теме:

      Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

      Компоненты общения детей дошкольного возраста

      Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного.

      Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

      Педагогическая технология «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики М.

      Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

      Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое на.

      Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

      Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » — заявля.

      Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование.

      Социально нравственное развитие детей дошкольного возраста

      Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Воспитание этических норм поведения у ребёнка — нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развити.

      Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

      Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема педагогического.

      Толерантность для детей дошкольного возраста

      Развитие толерантности у детей дошкольного возраста 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по реш.

      Развивающие игры для детей дошкольного возраста

      Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию сенсорного во.

      Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

      Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих.

      Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

      Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ.

      raguda.ru



You Might Also Like