Raiting-OY.ru

Все о детях

Язык как средство формирование личности

Вклад предмета «Русский язык» в достижение целей основного общего образования

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целямиизучения русского (родного) языка в основной школе являются:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление род­ного языка как основного средства общения, средства полу­чения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в об­ществе; осознание эстетической ценности родного языка;воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готов­ности и способности к речевому взаимодействию и взаимо­пониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универ­сальными учебными действиями (умения формулировать це­ли деятельности, планировать ее, осуществлять речевой само­контроль и самокоррекцию; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информа­цию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять инфор­мационную переработку текста и др.);

освоение знаний об устройстве языковой системы и за­кономерностях ее функционирования, о стилистических ре­сурсах и основных нормах русского литературного языка; раз­витие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умение стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, вида­ми речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обо­гащение активного и потенциального словарного запаса; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности языка; рас­ширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; совершенствование способности применять приобре­тенные знания, умения и навыки в процессе речевого обще­ния в учебной деятельности и повседневной жизни.

studfiles.net

«Творческие работы как средство самореализации личности ученика на уроках английского языка»

«Творческие работы как средство самореализации личности ученика на уроках английского языка»

учитель английского языка

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает теперь особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.

Более того, современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом единиц. Следовательно, важнейшим направлением модернизации системы общеобразовательной школы ХХIвека является творческое саморазвитие учащегося. Личность – как субъект, владеющий опытом творческой самостоятельной деятельности, всегда находится на более высоком уровне по отношению к тем, кто пользуется стандартными устоявшимися методами. И значит, развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – это первостепенная задача современной школы.

Творческая деятельность дает учащимся общеобразовательных школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности.

Кроме того, процесс изучения иностранного языка способствует формированию творческой самостоятельности, т.к. в рамках данного предмета есть возможность использовать творческие задания и упражнения, которые требуют от учащихся самостоятельной работы и учат их пользоваться языковым материалом для выражения своих мыслей в диалогической и монологической речи, в письме.

Одним из самых эффективных инновационных технологий в обучении английскому языку, на мой взгляд, выступают проектные технологии.

Творческая самостоятельная работа- изложенный устно или написанный на языке материал по определенной теме;

— и процесс, и продукт деятельности, и личностное качество, и среде, создающая условия для самореализации.

Творческие работы я провожу во всех классах обучения практически по всем учебным темам.

При разработке заданий учитываю:

— общий уровень развития ученического коллектива;

— возрастные особенности формирования креативной среды;

— личностные особенности учащихся;

— личностную и социальную значимость учебно-творческих заданий;

— специфические черты и особенности учебного предмета.

Виды творческих заданий, развивающие:

Виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию:

• Англо-русский илюстрированный словарь;

• Кроссворды по темам.

Виды творческих заданий, развивающие социокультурную компетенцию:

• Поздравительные открытки к праздникам;

• Сопоставительный анализ расписания уроков в Британии и России;

• Формируют культурную социально активную языковую личность.

• Помогают лучше усваивать грамматику, запоминать новые слова и выражения, грамотно использовать их в устной и письменной речи.

• Способствуют самостоятельности действий учеников по приобретению новых языковых и социокультурных знаний, практических умений межличностного общения.

• Являются инструментом самостоятельного познания поликультурной картины английского народа во всем ее многообразии; географии, истории, культуры.

• Побуждают использовать информационно-компьютерные технологии, обеспечивающие выход в глобальное информационное пространство. Творческие работы учащихся, выполненные с помощью таких технологий, поощряются дополнительно.

• Повышают интерес к изучению английского языка. Даже самые слабые ученики всегда с удовольствием выполняют работы, т.к. есть возможность проявить свои индивидуальные способности.

• Создают положительные мотивы учения. Ориентируют на позитивные результаты обучения. Творческие задания приносят несомненный эффект, т.к. опираются на положительные результаты учебной деятельности ребенка.

• Вызывают сильные эмоции.

Можно с уверенностью сказать, что творческие работы являются важнейшим условием самореализации личности учащихся на уроках английского языка. Они развивают способности учеников, воспитывают активную творческую личность.

Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все самое лучшее.

Мы сотрудничаем под единым девизом: «Знать – уметь творить хотеть самосовершенствоваться и самореализоваться»

Автор: короткова ирина петровна

pedportal.net

игры как средство духовного формирования личности

Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы применения игры как средства развития личности 1.1 Понятие игры 1.2 Игра как психологический метод развития личности 1.3 Виды психологических игр Выводы по главе 1 Глава 2 Игра хранит и передает по личности огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. игра как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. — теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин)Метод проектов как средство формирования креативности личности В связи с этим возникают новые для образования проблемы. 2). Игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.Пришли к выводу, что игра помогает формировать экологические знания, которые являются формированием личности школьника. 3. Влияние игры на формирование и. развитие личности ребёнка. 4. Игра как важнейший вид детской деятельности.Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущегоПоэтому игра — действенное средство нравственного воспитания. ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучениядуховных сил ребёнка.Обучение иностранному языку как средство развития личности школьника.и нравственных чувств, физически укрепляли детей, создавали определённый духовныйПроцесс игры включает: а) выбор роли б) игровые действия как средство реализации этихот успеха, увлечённость, заинтересованность ведут к формированию личности человека. Цель исследования: рассмотреть игры как средства нравственного формирования личности дошкольника.Считаем, чтопервостепенное значение в нравственном воспитании имеет игра, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника.

Глава 1. Теоретические основы применения игры как средства развития личности.Игра хранит и передает по личности огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.пространства школы, равнодушно смотреть на духовно-нравственное формирование развитие детей.Данная модель прекрасная методическая помощь, где игра выступает как средство духовно-нравственного развития личности в обеспечении воспитания.

«Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Без игры нет и не может быть полноценного развития.Формирование нравственно-волевой сферы важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств4. Какие основные функции выполняет игра? 5. Каким образом игра содействует формированию физических и духовных способностей человека? «Игра как средство нравственного формирования личности дошкольника».Считаем, что первостепенное значение в нравственном воспитании имеет игра, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника. Цель исследования: рассмотреть игры как средства нравственного формирования личности дошкольника.Считаю, что первостепенное значение в нравственном воспитании имеет игра, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника. «Игра — как средство нравственно-духовного. воспитания дошкольников». «Без игры нет, и не может быть полноценного развития Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра как средство формирования. Личности ребёнка. Выполнила: Ушкулакова Г.Ж.- теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин) Статя игра как мошчное средство формирования личности. Епова р.м. Формирование и развитие навыков нравственного поведения мышления нравственного выбора личности. Музей как средство духовно-нравственного развития личности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что « игра это огромное светлое окно, через которое в духовный Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника.документ. Игра как средство формирования качеств личности, элементов воспитания. Виноградова Татьяна Владимировна. Для формирования характера полезно проводить с ребенком любые игры в соревновательной форме.Игра как метод воспитания учит детей развивать лидерские качества, раскрывать свою индивидуальность и способности. «игракак средство формирования. Личности ребёнка». Учитель нач. классов.- теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин) «Игра как средство воспитания, обучения и развития личности» «Повышение духовно-нравственного воспитания учащихся как результат использования краеведческого материала во внеурочной деятельности» «Привлечение родителей к совместной активной Цель исследования: рассмотреть игры как средства нравственного формирования личности дошкольника.«Формирование чувства патриотизма как духовно-нравственной ценности личности дошкольников». «Игра как средство нравственного формирования Личности дошкольника».Считаем, что первостепенное значение в нравственном воспитании имеет игра, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учитсяКонсультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствамиПроект по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольника СЛАЙД 1 Воспитание Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н. П.Аникеевой, О. С. Газмана, Т. ЕДуховно-нравственное развитие дошкольников путем педагогического проектирования ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « ДУХОВНОСТЬ.мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, приобретение нравственных«Игра это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается2. Сюжетно-ролевая игра очень мощное средство воспитания и развития личности Формирование научного гуманистического мировоззрения личности.Игра как средство воспитания детей. Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Курсовая работа по педагогике. «Игра как средство нравственного формирования личности дошкольника». Работу выполнила Важным средством воспитания является игра воображаемая или реальнаяВ игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которыхИтог этого этапа определение каждым участником своей роли в игре, формирование группы детей Курсовая работа по педагогике. Игра как средство развития личности дошкольника.воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма Xreferat.com » Рефераты по психологии » Игра как средство развития личности.Анализ развития ребенка в период дошкольного детства, особенности формирования его психики, нравственного поведения и восприятия. — теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин)Межпредметная связь на уроках химии как средство формирования экологически грамотной личности И обучения, развития и воспитания Игра есть средство целенаправленного формирования личности.Радость творческого поиска непременное условие духовного роста, мобилизации интеллектуальных сил ученика. Игра хранит и передает по личности огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.Игра как форма развития личности ребенка Игра, как средство формирования коммуникативных способностей Игровая зависимость несовершеннолетних В данной статье рассматривается воспитание личности ребенка через взаимодействия игр, а также виды и функции игры.Для игры важнейшим средством воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре — пять лет, когда от ее разнообразия Глава 1. Теоретические основы применения игры как средства развития личности 1.1 Понятие игры ИграИгра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. «Игра как средство нравственного формирования личности дошкольника».1.1. Игры, актуальные для развития личности дошкольника. 1.2. Чувства и этические представления дошкольника. Цель исследования: рассмотреть игры как средства нравственного формирования личности дошкольника.Считаем, что первостепенное значение в нравственном воспитании имеет игра, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника. Тогда игра станет действенным средством нравственного воспитания детей, будет способствовать установлению правильных товарищеских отношений между ними [6,с.69]. 1.3 Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника. Широко применяю игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка.Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык — духовное богатство народа», — пишет он. Игра хранит и передает по личности огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.Формирование морального облика. Значение педагогического влияния. Игра как важная форма и эффективное средство нравственного воспитания В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности.Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.

1.1Характеристика игры,как средства развития личности дошкольника.2.1Личностное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности. 2.2Задачи и содержание работы по развитию личности дошкольника посредствам игры. Игра как средство нравственного формирования личности дошкольника.1.1. Игры, актуальные для развития личности дошкольника. 1.2. Чувства и этические представления дошкольника. Игра как средство нравственного развития дошкольника 27 кб.Игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Игра — первая деятельность, которой принадлежитособенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств иобогащении ее внутреннего содержания.Другие популярные рефераты: Реферат. Духовная культура древних германцев. «Игра как средство нравственного формирования личности дошкольника».Считаем, что первостепенное значение в нравственном воспитании имеет игра, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника. Глава 1. Теоретические основы применения игры как средства развития личности 6.роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.Игра хранит и передает по личности огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей Игра является средством воспитания и самовоспитания на разных возрастных этапах, методом познания, способом жизнедеятельности и ребенка и взрослого.Формирование и развитие личности.

www.anonymizer.ml

Консультация для воспитателей: «Полиязычие в детском саду как средство формирования поликультурной личности»

Консультация для воспитателей: «Полиязычие в детском саду как средство формирования поликультурной личности»

«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык – государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику» Н. А. Назарбаев «Новый Казахстан – в новом мире».

Полиязычное образование становится нормой жизни нашего общества. Знание иностранных языков — необходимость современного мира. Сегодня перед нами педагогами стоит задача: формирование поликультурной личности.

Знание родного и государственных языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира. Понимая, что английский язык — язык международного общения, все больше родителей стремятся вложить в уста своего ребенка иностранную речь с первых лет жизни. Дошкольный возраст призван психологами наиболее благоприятным периодом для раннего обучения второму и третьему языку. Формирование в дошкольном возрасте у детей речевых компетентностей имеет огромное значение.У детей развиваются способности самостоятельно и творчески выражать мысли и чувства, применяя разнообразные творческие способности.

Цели поликультурного и поли язычного образования: воспитание поликультурной личности ребёнка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках. Формирование человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур. Развитие умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей.

Полиязычное и поликультурное развитие детей реализуется:

  • В организованной учебной деятельности: казахский язык, английский язык, русский язык.
  • В процессе организации жизнедеятельности применять пословицы, поговорки, загадки, дидактические игры на трёх языках
  • В языковой социально-насыщенной среде
  • В процессе развития ключевых знаний, умений и навыков использовать инновационные технологии
  • В привлечении к сотрудничеству родителей с целью изучения языков.
  • Формы организации деятельности:

    • речевые и фонетические разминки;
    • стихотворные примеры, рифмовки;
    • игры, ролевые игры, инсценировки;
    • рисование,
    • конструирование,
    • лепка.
    • Для реализации полиязычия необходимы условия:

    • создание потребности у дошкольных специалистов и возможности для использования казахского языка;
    • теоретическая и практическая подготовка педагогов по проблеме полиязычного развития детей;
    • оснащение материально-дидактической среды;
    • выявление эффективных технологий в приобщении детей к изучению языка;
    • осознание, языковых явлений;
    • формирование чувства второго и третьегого языка;
    • совместная работа ДО, семьи и школы по обучению полиязычию.
    • Для создания коммуникативной обстановки на занятиях важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не недоработки. Даже самая маленькая победа должна быть оценена.

      Раннее обучение детей дошкольного возраста полиязычию, а именно детей с 3 -5 лет, является правомерным, т.к. возможность успешного овладения языками позволяет сохранить положительную мотивацию их обучения в дальнейшем. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база, приобретённая в дошкольном возрасте, впоследствии помогает преодолеть страх к освоению иностранной речи, возникающей у некоторых школьников.

      Таким образом, формируется основа для изучения языка в школе на более высоком уровне. Основной целью введения триединства языков в образовательный процесс является формирование коммуникативной культуры воспитанников на основе интегрированного изучения казахского, русского и английского языка.

      Постепенное решение проблем полиязычного образования будет способствовать углубленному изучению казахского, анлийского языков, как объединяющего наше общество фактора, русского языка как традиционного языка дружбы, науки и техники, английского языка как языка, включающего выпускников в рынок труда и образовательных услуг, дальнейшему обеспечению их конкурентоспособности в быстроменяющемся обществе.

      Владение казахским, русским и иностранным языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека. Все это в целом вызывает потребность в большом количестве граждан, практически и профессионально владеющих несколькими языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в профессиональном отношении положение. Грамотное и правильное внедрение трехъязычия даст возможность выпускникам детского сада быть коммуникативно-адаптированными в любой среде.

      Просмотр содержимого документа

      «Консультация для воспитателей: «Полиязычие в детском саду как средство формирования поликультурной личности»»

      multiurok.ru

      Проблемное обучение как средство развития личности

      Учитель русского языка и литературы

      432054, г. Ульяновск. Созидателей 30-11

      s _ s _ slon @ mail . ru

      ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

      В статье показывается эволюция понятия «проблемное обучение» применительно к современной педагогической системе. Теоритезированы основные принципы, дидактические цели и ожидаемые результаты данного подхода к обучению, подчёркиваются его несомненные преимущества по сравнению с традиционными видами обучения.

      Ключевые слова: проблемное обучение, проблемно-познавательные задачи, учебно-познавательная деятельность , Дж. Дьюи .

      В условиях обновления общества и изменения целей и задач образования на первый план выдвигается личность, интеллект, способность самостоятельно мыслить, проявлять элементы творчества. Реализация этих целей невозможна без обеспечения подлинно развивающего обучения. Хотя проблема обучения и умственного развития является одной из старейших психолого-педагогических проблем, в последнее время всё большее внимания уделяется проблемам развивающего обучения. В то же время нельзя сказать, что идея развивающего обучения нова, что раньше проблемы развития ребенка в процессе обучения не ставились и не решались.

      Подготовка творческой личности всегда была задачей государственного значения образования. Анализируя современный учебный процесс и его цели, можно сделать вывод, что основной приоритет в образовании отдаётся развитию личности обучающегося. В Законе Российской Федерации «Об образовании» это положение сформулировано так: «. выявить и обеспечить развитие способностей; сформировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности, овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни…». [4]

      Работа над развитием обучающегося имеет особое значение и является фундаментом дальнейшего становления его личности. Одним из факторов исследования интеллектуальной сферы является феномен проблемного обучения.

      Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления. Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

      Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

      Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

      Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

      Принцип проблемного обучения включают:

      логику построения учебного процесса и содержание изучаемого материала;

      методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею;

      усвоение учителем содержания и сущности теории организации процесса проблемного обучения;

      структуру урока и формы контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся;

      овладение учителем формами, методами и техническими средствами обучения;

      систематическое творческое применение учителем усвоенного на практике.

      В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи [1], основавшего 1894 году опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приёмы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены, но в последнее время его труды пересматриваются [2], выходят многочисленные публикации о нём. [5]

      Широкое распространение концепция проблемного обучения получила в 1960-80-х годах[6]. Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности обучающихся. Под активизацией понимается использование тех приёмов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач. Теория проблемно-развивающего обучения представлена сегодня в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения отечественными педагогами и психологами. [3]

      В настоящее время проблемное обучение представляет собой результат развития советской педагогики и практики обучения в условиях научно-технической революции, результат внедрения научных идей в современный процесс обучения. Проблемная ситуация и учебная проблема ? основные понятия проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и процесса обучения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей, каждая из которых имеет свою самостоятельную функциональную структуру.

      Проблемное обучение, прежде всего, характеризуется как деятельность преподавателя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его полным или частичным объяснением и управлению деятельности обучающихся, направленной на усвоение новых знаний — как традиционным путём, так и путём самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.

      Таким образом, проблемное обучение — это учебно-познавательная деятельность по усвоению знаний и способов деятельности путём восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путём проверки правильности решения. Вся эта умственная работа обучающихся проходит под руководством педагога и обеспечивает формирование интеллектуальной активности личности.

      При моделировании занятия в режиме технологии проблемного обучения преподавателю необходимо учитывать, что обучающимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала. Дидактические цели формируются в соответствии со звеньями процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующим дидактическими целями:

      актуализации знаний и умений;

      осознания и осмысления блока новой учебной информации;

      закрепления и систематизации знаний;

      применения знаний в новой учебной ситуации;

      проверки уровня усвоения знаний и умений.

      Рассмотрим основные способы создания проблемных ситуаций.

      Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

      Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.

      Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

      Побуждения к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

      Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

      Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

      Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов и их сравнению с уже известным.

      Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

      Организация межпредметных связей.

      Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

      В современной педагогике неоспорим тот факт, что проблемное обучение положительно влияет на активное отношение обучающихся к образовательному процессу, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, познавательный интерес как мотив учения, стимулирует общее интеллектуальное развитие. К недостаткам данного вида обучения можно отнести то, что проблемное обучение отнимает много времени, значительно больше, чем информационное, по сообщению готовых знаний. Проблемное обучение часто выходит за пределы одного урока, но всё же его достоинства перевешивают его слабости.

      Источники и литература

      1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольского; Под ред. Н.Д. Виноградова. ? М.: Мир, 1919. ? 112 с.; Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. ? М.: 1921. ? 122 с.

      2. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. ? М.: Педагогика-пресс, 2000. – 200 c.

      3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. ? 80 с.; Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. ? М.: Педагогика, 1995. ? 230 с.

      4. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. — 1996. — № 2. — С.2-60.

      5. Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросскультурный контекст: монография / Мин-во образования и науки РФ, Междунар. акад. наук пед. образования (МАНПО), Владимир. гос. пед. ун-т. ? Владимир: Владимир. гос. пед. ун-т, 2005. ? 234 с.

      6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. ? М.: Педагогика: 1980. ? 214

      infourok.ru



    You Might Also Like