Raiting-OY.ru

Все о детях

Эксперимент по развитию речи дошкольников

Экспериментальная деятельность, как средство развития речи у дошкольников.

Экспериментальная деятельность, как средство развития речи у дошкольников.

Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек?». Это можно сделать в детском саду, создав комфортные и методически грамотные условия для детского экспериментирования, например на занятиях по окружающему миру. Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и на долго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение опытно-экспериментальной деятельности в практику работы дошкольного образовательного учреждения.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

  • создание условий для формирования основного целостного мироведения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента;
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности;
  • создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

    Опытно-экспериментальную деятельность можно распределять по направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде).

    — неживая природа (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет).

  • человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).

    Структура детского экспериментирования

  • постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);
  • формулирование выводов;

    Для реализации всего объема работы педагогами ДОУ создаются предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах ДОУ могут быть оборудованы детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования: приборы-помощники «лупы, весы, песочные часы, компас, магнит, различные сосуды, пластмасса, стекло, металл, керамика»; природный материал: «камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья — мох, листья»; утилизированный материал: «проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки»; технический материал: «гайки, скрепки, гвозди, болты»; разные виды бумаги: «обычная бумага, картон, наждачная, копировальная»; красители: «пищевые и непищевые».

    Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы. Все это достигается в предварительной комплексной работе в различных видах деятельности, а также благодаря играм, опытно- экспериментальной работе, проводимой на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя, от имени которого предлагаются задания. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.

    Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез — догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удастся). А вопросы «Зачем?», «Как?», «Почему?» требуют от воспитателя компетентности в различных областях окружающего нас мира.

    Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединять все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию окружающего мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

    Также в процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения, фиксировать этапы действий и результаты графические.

    Таким образом, в процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Связь исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условие для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

    Например, при ознакомлении детей с таким природным явление, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека можно использовать следующие методические приемы: наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»; для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха, игра «Разный ветер».

    Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

    Автор: Алсынбаева Разима Мурзагалеевна

    pedportal.net

    Эксперимент по развитию речи дошкольников

    Обследование проводилось с 2003-2004 год. В обследовании принимали участие 2 классы учащихся школы – интерната № 6 г. Ленинска-Кузнецкого.

    Экспериментальную группу составляли 10 детей, 10 – контрольную. Экспериментальное обучение включало в себя развитие речевой системы в целом, ее фонетико-фонематической стороны, лексики, грамматического строя, развития связной речи.

    У всех детей — позднее речевое развитие.

    Исследование сенсомоторного уровня речи выявило следующее:

    § Состояние артикуляционной моторики 48% среднегрупповой успешности.

    § Состояние звукопроизношения 64% успешности

    § Состояние сформированности звуко-слоговой структуры слова 40% среднегрупповой успешности.

    Исследование навыков языкового анализа 40% среднегрупповой успешности.

    Исследование грамматического строя речи 50% среднегрупповой успешности. Исследование словаря и навыков словообразования 35% среднегрупповой успешности.

    Исследование понимания лексико-грамматических отношений 45% среднегрупповой успешности

    Исследование связной речи 14% среднегрупповой успешности.

    Задачей констатирующего этапа исследования было выявить уровень развития связной речи.

    На данном этапе исследования был проведён урок развития речи: сочинение «Моя любимая игрушка» во 2 «А» класс.

    Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:

    — умение строить описание (последовательно и связно описывать);

    — умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

    — умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения;

    — умение использовать прилагательные в описательном тексте.

    Методика проведения урока была взята из книги Галины Сергеевны Щёголевой «Уроки развития связной речи в начальной школе».

    Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка».

    Цель: ознакомление с особенностями описательного текста.

    1. Наблюдение над особенностями описательного текста.

    Моя любимая игрушка — заяц.

    На день рождения мне подарили зайчика.

    Зайчик маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и маленьким розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать.

    Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!

    — О чём вы узнали из этого текста?

    — Можно ли представить игрушку, которая описывается в тексте?

    — На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).

    — Как называется такой текст? (Описание).

    — Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку?

    — Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать описания?

    2. Постановка учебной задачи.

    — Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.

    3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения- рассказа.

    — Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны ответить в сочинении? (Какая игрушка?)

    — Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая).

    4. Обсуждение структуры текста.

    — С чего вы начнёте рассказ? (Как игрушка появилась, когда).

    — О чём будет основная часть? (Подробное описание внешности: цвет, размеры…).

    -Как закончить описание? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что .», «Играть с моей игрушкой — одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка» .).

    5. Подготовка проводится в процессе предварительного рассказа в индивидуальном порядке.

    — Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.

    — Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.

    — Проверь, грамотно ли написано сочинение.

    Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:

    «высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на хорошем уровне);

    «средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);

    «низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

    Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

    Результаты анализа работ были занесены в таблицу 1.

    Таблица 1 Результаты констатирующего эксперимента в контрольной

    Умения \ Уровни развития умений

    Умение строить описание

    Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении

    Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения

    Умение использовать прилагательные в описательном тексте

    www.psyhologyside.ru

    1.10 Методы научного исследования развития речи

    Методы изучения основных сторон речи (акустической, грамматической, смысловой).

    Методы педагогического исследования развития речи детей (наблюдение, эксперимент, сбор и анализ продуктов речевой деятельности).

    1. Методы исследования речи тесно связаны с предметом изучения. Если речь изучают как акустическое явление, то исследуют механизмы восприятия и производства речевых звуков, синтезируют человеческий голос. Изучение взаимосвязи речи и языка отражается в проблеме формирования и порождения речевых высказываний, речь рассматривается как часть психологического процесса (психолингвистика).

    Изучение речи как акустического явления связано с акустикой, с инструментальной фонетикой. Звуковая речь реализуется в виде сигналов разной длительности. Для их анализа звуковые колебания преобразуют в электрические, которые с помощью осциллографа или спектрографа можно представить в виде спектрограммы. Спектрограмма отражает индивидуальные характеристики речи каждого человека, эти данные используются для исследования речевых интонаций, частоты тона, интенсивности и времени звучания и связанных с ними эмоций. Кроме того, на основе спектрограммы составляется эмоциональная характеристика каждого звука, по которой можно определить психо-эмоциональное воздействие звучащей речи. Исследования А.П. Журавлева, основанные на оценке каждого звука по набору характеристик, показали семантическую разницу слов.

    Стремление ученых проникнуть во внутреннюю, скрытую часть речевого процесса побуждает к исследованию системы грамматических переходов, например измерения времени восприятия и составления разных синтаксических конструкций. При помощи метода вербальных ассоциаций изучается организация речи, структура лексикона как базы для построения звучащей речи. Методики речевых помех позволили выявить благотворное влияние проговаривания вслух при обучении чтению и письму.

    Психофизиологические методы изучения речи зависят от того, какое звено речи исследуется. Начало этим исследованиям положил И.И. Жинкин, который обосновал идею внутреннего строения текста и выявил, что анализ текстов дает информацию о структуре, динамике элементарного осознания речи. М.М. Кольцова исследовала механизм запечатления отдельного слова у ребенка на основе систем нервных связей (от звучания и непосредственного воздействия).

    Экспериментальное изучение слова и группы слов проводится на основе метода свободных ассоциаций. При этом выбирают наиболее частые реакции на слова и составляют ассоциативные поля, в них выявлено единство психологической основы ассоциаций и семантических компонентов значения. Учеными доказано, что усвоение детьми смысла слов происходит на основе ассоциативных связей с близко расположенными словами (мишка косолапый, курочка Ряба).

    Таким образом, изучение механизмов речи позволяет глубже понять особенности освоения языка детьми и подобрать наиболее эффективные методики педагогического исследования развития речи детей.

    2. Исследования в методике развития речи направлены на выявление оптимальных условий, методов и приемов развития речи дошкольников. В зависимости от разных целей выделяют теоретические и эмпирические (практические) методы исследования речи детей. К теоретическим относятся: изучение и анализ теоретической литературы; моделирование, анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем (наблюдений, бесед, экспериментов).

    При анализе литературы важно раскрыть изучаемую проблему в комплексе: с психологической, лингвистической, педагогической и дидактической стороны. При этом важно выяснить степень изученности данного вопроса, основные подходы авторов к проблеме, мало разработанные и дискуссионные положения.

    В основе метода моделирования лежит принцип аналогии, на основе которого проектируются характеристики одного объекта на другой. Он часто используется для выработки рабочей гипотезы или для воспроизведения учебно-воспитательного процесса. На основе моделирования могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию работы по развитию речи детей.

    Метод анализа и обобщения используется на разных этапах исследования и является обязательным для подведения итогов и формулировки выводов по результатам исследования в целом.

    Эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, изучение опыта работы, эксперимент, рейтинг) позволяют собрать опытным, практическим путем материал для изучения проблемы, апробировать новые методы и приемы работы с детьми, установить связи в процессе развития речи.

    Наблюдение за речью детей дает богатый и разнообразный фактический материал о степени овладения детьми речевыми умениями и навыками, об их проявлении в разных ситуациях общения. Наблюдение может быть сплошным и выборочным в зависимости от цели исследования. Необходимо четко фиксировать все речевые высказывания детей во время наблюдения, чтобы правильно проанализировать и обобщить полученные данные.

    Изучение опыта работы педагогов проводится на основе анкетирования, анализа документации дошкольных учреждений (планов работы, конспектов занятий с детьми) и позволяет определить состояние работы по интересующей проблеме в практике. Беседы, анкетирование и интервью помогают изучить учебно-воспитательный процесс, выявить наиболее актуальные вопросы развития речи детей. Они могут проводиться как с детьми, так и с воспитателями, родителями.

    Эксперимент позволяет установить причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе, выявить механизмы развития речи детей, проверить гипотезы исследования практическим путем. Эксперимент включает три этапа, которые позволяют проследить целенаправленные изменения в развитии речи детей. На констатирующем этапе определяется исходный уровень развития речевых умений и навыков детей. Проводится оценка речи по определенной методике на основе выбранных критериев и показателей. Результаты обследования речи детей на первом этапе используются для уточнения целенаправленной работы по развитию речевых умений и навыков на втором этапе. Формирующий этап эксперимента направлен на апробацию методов и приемов развития речи детей, на определение оптимальных условий работы с детьми. В ходе экспериментальной работы могут изменяться, уточняться содержание, формы и методы развития речи детей. На контрольном этапе осуществляется изучение результатов проведенной работы. На основе контрольного обследования уровня развития речи детей, которое проводится по той же методике, что и на констатирующем этапе, выявляются изменения в структуре и содержании речевых умений и навыков у детей. Необходимо сравнить результаты работы и на основе методов математической обработки определить их достоверность. В итоге эксперимента формулируют выводы, в которых подтверждается или опровергается гипотеза, даются ответы на поставленные вопросы и разрабатываются методические рекомендации. Вариантом эксперимента является опытно-педагогическая работа. Этот метод позволяет внести определенные изменения в учебно-воспитательный процесс и проверить полученный эффект. В отличие от эксперимента он дает только общие представления об эффективности той или иной системы работы.

    В педагогическом исследовании развития речи детей всегда используется совокупность различных теоретических и практических методов. Выбор методов осуществляется исходя из объекта и предмета исследования, в соответствии с целями и задачами исследования.

    Алексеева,М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – 412 с.

    Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.

    Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин // Психолингвистика в очерках и извлечениях: хрестоматия / авт.-сост. В.К. Радзиховская [и др.]; под общ. ред. В.К. Радзиховской. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

    studfiles.net

    Методика исследования диалогической речи у дошкольников

    Исследование и выявление особенностей диалогической речи дошкольников 5-6 лет

    При подборе методов изучения мы исходили из положения, что в наборе методик должен соблюдаться принцип системности и теоретической обоснованности, чтобы методики выполняли единую цель.

    Наше исследование проводилось на базе детского сада компенсирующего вида МДОУ д/с №25 г. Новосибирска и МДОУ детского сада № 27 г. Новосибирска. В нашем эксперименте принимали участие дети старшей группы.

    Задачи нашего исследования:

    Подобрать методы и приемы исследования диалогической речи;

    Исследовать состояние диалогической речи детей старшей группы МДОУ компенсирующего вида № 25;

    Исследовать состояние диалогической речи детей старшей группы МДОУ № 27;

    Сравнить состояние диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием.

    В исследовании принимали участие две группы детей: экспериментальная, включающая в себя десять детей старшей группы детского сада № 25 и контрольная, включающая в себя шесть детей старшей группы детского сада № 27.

    В исследовании принимали участие 10 детей из старшей группы «Солнышко», все дети посещают детский сад 2 год:

    Тахир Б. (5 лет) – общее недоразвитие речи III уровня

    Ярослав В. (5 лет) – общее недоразвитие речи II-III уровня

    Илья Л. (6 лет) – общее недоразвитие речи III уровня

    Саша Т. (5 лет) – общее недоразвитие речи III уровня

    Данил А. (6 лет) – общее недоразвитие речи III уровня

    Софья Г. (5 лет) – общее недоразвитие речи III уровня

    Ангелина Б. (6 лет) – общее недоразвитие речи III уровня

    Саша С. (6 лет) – общее недоразвитие речи II-III уровня

    Данил К. (5 лет) – общее недоразвитие речи II-III уровня

    Кирилл А. (5 лет) – общее недоразвитие речи III уровня

    Речевая и педагогическая характеристика детей экспериментальной группы:

    Речь детей данной группы фразовая, фраза примитивная, аграмматичная. Словарь ограничен обиходно-бытовой лексикой. Слоговая структура сложных слов нарушена. Фонематический слух сформирован недостаточно. Звукопроизношение нарушено (смешения, искажения, замены звуков, отсутствие звука). Связная речь нарушена. Активный словарный запас беден, наблюдаются трудности актуализации слов. Интонационная речь маловыразительна. Дети активно и легко вступают в контакт, эмоционально раскрепощены. Эмоции простые. Темп деятельности медленный. Внимание неустойчивое, быстро теряют интерес к происходящему. Память не развита, мышление на низком уровне. Детям трудно работать самостоятельно и сосредоточенно.

    Речевая и педагогическая характеристика детей контрольной группы:

    Дети свободно владеют фразовой речью. Фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи соответствуют норме. Дети используют полные, развернутые предложения. Дети охотно вступают в контакт, адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, быстро переключаются с позиции слушателя на позицию говорящего. Выражают заинтересованность в получении информации и обмене информацией. Внимание детей устойчивое, работоспособность высокая.

    За основу методики мы взяли приемы обследования диалогической стороны речи, предложенные Чиркиной Г.В. Филичевой Т.Б и Бабиной Г.В.

    Особенности распознавания семантически далеких значений

    Следующая группа заданий была направлена на исследование распознавания семантически далеких значений. С заданиями данной группы большинство детей как экспериментальной, так и контрольной группы справились хорошо за исключением группы слов «трамвай, метро, дворник». Затруднения вызывало то, что мног.

    Понятие информационных технологий

    Информационные технологии имеют почти 50-летнюю историю, и возникновение их связывают с появлением в середине двадцатого века электронной вычислительной машины (ЭВМ), изменившей существующий до этого процесс овладения знаниями. Первый этап возникновения информационных технологий приходится на 50-60.

    Сущность блочно — модульного обучения

    Блочно — модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения». Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогическо.

    Диалогическая речь у дошкольников

    Глава I. Теоретические основы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    1.1 Диалогическая речь и ее развитие у детей дошкольного возраста.

    1.2 Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста.

    1.3 Методы формирования и педагогические условия, необходимые для развития диалогической речи у дошкольников с ЗПР.

    Глава II. Организация, методы и методики изучения диалогической речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    2.1 Изучение диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

    Глава III Пути, условия и методы формирования диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР

    3.1 Формирующий эксперимент

    3.2 Сравнительный анализ диагностического обследования

    В дошкольном воспитании при личностно-ориентированном подходе к взаимодействию взрослого и ребенка процесс воспитания означает приобщение ребенка к миру человеческих ценностей. Из них наиболее значимыми являются социальные отношение, которые возникают при общении ребенка со взрослыми и сверстниками. Поэтому развитие навыков диалогической речи является одной из основных задач дошкольного воспитания, так как диалогическая речь является одной из важнейших факторов, определяющих психологическую готовность детей к школьному обучению. Между тем у детей среднего и старшего дошкольного возраста, по мнению С.Ю.Серебренниковой, Е.И.Тихеевой, А.Г.Арушановой и других, наблюдаются выраженные искажения в развитии и формировании диалогической речи. Обычно нарушение в развитии диалогической речи выражается у дошкольников в общей речевой инактивности, непродуктивности используемых языковых средств, неумении разрешать конфликты и коллективные задачи. [4]. Особенно нарушения в развитии диалогической речи резко выражены у дошкольников с задержками психического развития. Это обстоятельство отрицательно сказывается на развитие личности ребенка, вызывают различные эмоциональные отклонения, препятствуют успешной социальной адаптации ребенка.

    Проблема развития диалогической речи у дошкольников с отклонениями в развитии является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики.

    Своеобразие развития речевой деятельности детей с задержкой психического развития отмечается многими исследователями: Власовой Т.А. Лалаевой Р.И. Глуховым В.П. Мальцевой Е.В. Цыпиной И.А. и другими.

    Наиболее распространенными у детей с ЗПР считаются нарушением письменной речи и звукопроизношения, а также частично нарушение динамической стороны речи, среди которых: недостаточная выразительность интонации, напряженность и аритмичность речи, нарушение ее темпа. В имеющейся литературе наиболее полно освещаются вопросы нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР, но совершенно не изучен вопрос.

    Взаимопонимание рождается в диалоге, в общении людей. Диалог – это форма речевого общения. В нем взаимодействия партнеров опосредствуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать речью чувство – все это слагаемые диалогической речи.

    На наш взгляд, выбранная нами тема актуальна на данный момент, т.к. развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР воздействует на общее развитие детей: формируются навыки речевого взаимодействия, совершенствуется мышление, ребенок становится более общительным и доброжелательным к другим людям.

    Нами были рассмотрены точки зрения психологов и педагогов по поводу развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР. Изучением данного вопроса занимались: В.П.Глухов, А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Е.И.Тихеева и другие.

    Дети среднего дошкольного возраста с ЗПР обладают слабой речевой активностью, сниженной мотивацией речевой деятельности, что может привести к неправильному формированию личности ребенка.

    Необходимыми условиями для развития диалогической речи у дошкольников среднего возраста с ЗПР являются: развивающая педагогическая среда, правила организации жизни детей, неурочные формы общения, эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в детском коллективе.

    Методами развития диалогической речи у таких детей являются: беседы с воспитателем, коллективные беседы со сверстниками, сюжетно-ролевые, дидактические игры, словесные поручения, игра в парах, совместная деятельность дошкольников, создание речевых ситуаций.

    Наше практическое исследование состояло из 3 экспериментов: констатирующего, формирующего и контрольного.

    Мы отобрали 2 группы детей среднего дошкольного возраста с ЗПР по 10 человек. Дети первой группы имела более высокий уровень развития диалогической речи, чем во второй.

    Констатирующий эксперимент мы провели по выявлению у дошкольников следующих направлений в развитии речи – изучение коммуникативно-речевых умений, лексического развития.

    После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*

    *- если автор дал согласие и выложил это описание.

    Работу высылаем в течении суток после поступления денег на счет

    Методика исследования диалогической речи в игре у детей с онр 3 уровня Афонькиной

    Методика исследования диалогической речи в игре у детей с онр 3 уровня Афонькиной

    • Вот Вам целая страница ссылок в яндекс на тему работы с ОНР-детьми, можете посмотреть. А также можете самостоятельно набрать в любой поисковой системе этот же заголовок -там материала очень много, выберете НУЖНОЕ. Удачи. А здесь можете просто нажимать на любую ссылку и читать. Дипломная работа: Развитие диалогической речи у детей дошкольного. сентябрь 2010 Рис. 3 Уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (контрольный этап эксперимента) … 1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. BestReferat.ru›referat-137069.html 2 диалогической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим. Состояние диалогической речи детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, разными авторами оценивается различно. … Оценка диалогической речи младших школьников с ОНР III уровня по данным параметрам позволяет условно выделить три. turboreferat.ru›…dialogicheskoj…rechi/34721… 3Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим. 4 Разработать и апробировать систему работы по использованию игр-драматизаций в коррекционной работе по развитию диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Методы исследования knowledge.allbest.ru›Педагогика›…_0.html 4Дипломы по логопедии Исследование уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста. … Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте RTF. twirpx.com›Файлы›Педагогика›Логопедия›Дипломы по логопедии 5Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим. Для наглядности результаты первой серии контрольного этапа исследования приведены в диаграмме (рис 3.) Рис. 3 Уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (контрольный этап эксперимента) BiblioFond.ru›view.aspx?id=465787 [email#160;protected]. речи у старших дошкольников с онр 3 уровня есть. Ответ: Глава 1. Теоретические основы изучения диалогической речи у детей с ОНР 3 уровня. 1.1. Констатирующий эксперимент и его анализ. 2.1. Организация и методика исследования. 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. сохраненная Всего 2 ответа otvet.mail.ru›Открытые вопросы›29911394 7Диплом -.диалогической речи у детей шестого года жизни с общим. 10 сентября 2010 Объект исследования: диалогическая речь детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. … Особенности развития диалогической речи у детей с ОНР рассмотрены нами в следующем параграфе. webkursovik.ru›kartgotrab.asp?id=-19436 8Всё для детского сада. Методические разработки. Материалы для работников дошкольного воспитания всех уровней, от помошника воспитателя до заведующего ДОУ. … Общие основы формирования связной речи детей с ОНР. Театрализованная игра- как одна из видов игр. moi-detsad.ru›metod28-7.htm 9Дипломная работа: Развитие диалогической речи у детей дошкольного. Рис. 3 Уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи (контрольный этап эксперимента) … Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. lib.tr200.net›v.php?id=248371#038;sp= 10 у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через. 1. Организация исследования и описание методик 2. Выявление исходного уровня развития словообразования детей старшего дошкольного возраста. … Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте. 5ballov.qip.ru›Рефераты›preview/91457/?kursovaya…
    • Какую роль играет игрушка в развитии речи детей раннего возраста
    • какую роль играет игрушка в развитии речи детей раннего возраста.

    • Системный подход в работе над развитием связной речи обучающихся в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

      Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников.

      составить диагностику уровня развития ЗОЖ у дошкольников. диаграмма.

      vyrastitrebenka.ru

      Комплекс занятий по развитию речи (Занятия 21—24)

      Материал: предметные картинки (швейная иголка с ниткой, ёлка или сосна, медицинский шприц с иголкой, ёжик); кукла, фишки, карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами.

      Педагог задаёт детям загадки, а отгадки выставляет на панно.

      Я одноухая старуха,

      Я прыгаю по полотну,

      И нитку длинную из уха,

      Как паутину, я тяну. (Иголка.)

      Вот иголки и булавки

      Вылезают из-под лавки,

      На меня они глядят

      Молока они хотят. (Ёж.)

      Что это за девица:

      Не швея, не мастерица,

      Ничего сама не шьёт,

      А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)

      Педагог. Как называется иголка из первой загадки? (Швейная.) У ежа какие иголки? (Ежовые.) У ели иголки… (еловые), у сосны… (сосновые). Бывают ещё медицинские иголки. Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Такое слово называется многозначным. Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.) У кого или у чего есть ножки? За каждый правильный ответ вы получаете фишку.

      После того как ответы исчерпаны, педагог объединяет фишки детей.

      Педагог. Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.

      А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? У куклы также есть шляпка. Вспомните предметы, у которых есть шляпка.

      Дети получают карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами. Составляют предложения, правильно употребляя значения многозначных слов.

      Ручка для письма — дверная ручка;

      Кисть для рисования — кисть руки;

      Каток (машина) — ледяной каток;

      Ключ от замка — ключ (ручей);

      Морская звезда — звезда на небе.

      Лук (овощ) — лук (оружие);

      Земля (планета) — земля (поле);

      Плита строительная — плита газовая;

      Иголка швейная — иголка еловая;

      Лисичка (животное) — лисичка (гриб).

      «ВЫРАЖЕНИЕ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ»

      Цель: ввести понятие выражения с переносным значением; познакомить детей с крылатыми выражениями, учить понимать их значение; упражнять в правильном использовании крылатых выражений.

      Материал: рисунки-подсказки с изображением крылатых выражений.

      Детям предлагается объяснить значение следующих выражений: острый нож — …, острый глаз — …, острый язык — …. .

      Острый нож — нож, который хорошо режет.

      Острый глаз — глаза, которые хорошо, зорко видят.

      Острый язык — так говорят о человеке, который употребляет неприятные, обидные слова.

      Выражение «острый нож» употребляется в прямом значении, а вот выражения «острый глаз» и «острый язык» — в переносном, т.е. свойства одного предмета как бы сравниваются, переносятся на другой предмет. Это делается для того, чтобы наша речь была более красивой и интересной. Вот сравните:

      Охотник пришёл с хорошей добычей, он умеет метко стрелять.

      Охотник пришёл с хорошей добычей, ведь у него острый глаз.

      Две подружки расстались, потому что одна из них постоянно говорила обидные слова.

      Две подружки расстались, потому что у одной из них был слишком острый язычок.

      Наша речь богата меткими и образными сравнениями или крылатыми выражениями.

      Дети рассматривают рисунки-подсказки, повторяют крылатые выражения, которые употребляются в переносном значении.

      Льёт как из ведра;

      Растут как грибы после дождя;

      Лететь как стрела;

      Чувствовать себя как рыба в воде;

      Комар носа не подточит;

      В рубашке родился;

      Игра «Когда мы так говорим».

      Дети упражняются в правильном употреблении крылатых выражений.

      Если идёт сильный, проливной дождь, ливень, мы говорим… льёт как из ведра.

      Если кто-то очень быстро бежит, мы говорим… летит как стрела.

      Если мы чувствуем себя хорошо, свободно, непринуждённо, мы говорим… чувствую себя как рыба в воде.

      Если что-нибудь появляется быстро, в большом количестве, мы говорим… как грибы после дождя.

      Если работа сделана хорошо и нет замечаний к сделанному, мы говорим… комар носа не подточит.

      Если человек счастлив и удачлив, мы говорим… в рубашке родился.

      О первом признаке проявления чего-нибудь мы говорим… первая ласточка.

      В заключение дети повторяют запомнившиеся крылатые выражения, составляют с ними предложения, опираясь на жизненные ситуации.

      Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и самим собой, помочь осознать своё предназначение в этом мире; расширить словарный запас, совершенствовать лексико-грамматический строй речи; формировать умение прогнозировать, обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

      Материал: серии предметных картинок «От младенца до старушки», «От младенца до старика»; сюжетная картинка «Семья»; мяч, ребус (7Я — семья).

      Дети разгадывают ребус: 7Я — семья.

      Выставляется сюжетная картинка «Семья».

      Работа по сюжетной картине «Семья». Детям задаются следующие вопросы:

      Назвать членов семьи.

      Кем приходится мальчик девочке, папе, бабушке?

      Кем приходится девочка братику, маме, дедушке?

      Кем приходится мама дедушке?

      Кем приходится папа маме?

      Кто в семье самый старший, самый младший?

      Кто в семье старше братика, но младше мамы?

      Дети отгадывают членов семьи по данным признакам: заботливая, трудолюбивая, самая красивая; сильный, строгий, большой; добрая, ласковая, старенькая; маленький, забавный, весёлый.

      Игра «Кто какой?» (в кругу с мячом).

      Дети подбирают слова-признаки к каждому члену семьи.

      Раз — подняться, потянуться.

      Два — согнуться, разогнуться.

      Три — в ладони три хлопка,

      Головою три кивка.

      На четыре — руки шире.

      Пять — руками помахать.

      Шесть — тихо сесть.

      Беседа «Будущее человека».

      Сейчас вы маленькие, а потом за один день вдруг станете взрослыми, так бывает? А как бывает? Разложите последовательно жизненную «цепочку» человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый). Расскажите, что происходит с человеком, какой он, чем занимается в каждом возрасте?

      Игра «Кем я буду и каким?»

      Кем вы станете, когда вырастете?

      Какими качествами вы хотите обладать?

      Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми, с самим собой; учить образовывать от имени отчество; упражнять детей в назывании своей фамилии, полного имени, имени отчества.

      Материал: сюжетная картинка «Семья», плюшевый медвежонок, мяч.

      Работа по сюжетной картине «Семья» организовывается по вопросам:

      Кто в семье самый главный? Почему?

      Откуда у детей появляется фамилия?

      Кто даёт детям имя?

      Перед детьми появляется маленький медвежонок.

      Медвежонок (М.). Здравствуйте, ребята! Я медвежонок Миша, но моя мама медведица зовёт меня Мишенька. А как зовут вас? Как зовёт вас ваша мама?

      Игра «Давайте познакомимся».

      Дети передают медвежонка, каждый называет своё имя и его уменьшительно-ласкательную форму.

      М. Приятно было узнать ваши имена. Но у меня есть ещё вопросы. Мой папа медведь зовёт меня не Миша, не Мишенька, а Михаил. Вы не знаете почему?

      Педагог (П.). Потому что каждое имя имеет несколько форм. Михаил — это полная форма имени Миша.

      Дети называют полную форму своего имени (может потребоваться помощь педагога).

      М. Когда к нам в берлогу заглядывает мой дедушка Потап Потапович, он называет меня Михаилом Ивановичем, а моего отца Иваном Потаповичем. Это что ещё за имена?

      П. Кроме имени есть ещё и отчество. Оно образуется от имени твоего отца. Если твоего отца зовут Иван, то твоё отчество Иванович. Вот и получается, что ты, медвежонок, Михаил Иванович, а твой отец Иван Потапович. Понятно?

      Наш Мишутка потянулся,

      Раз нагнулся, два нагнулся,

      Лапы в стороны развёл —

      Видно, мёда не нашёл.

      Мишка в улей влез и вот —

      Каплет с лапы сладкий мёд.

      Игра «Назови своё отчество».

      Каждый ребёнок называет имя своего отца и образует своё отчество (может потребоваться помощь педагога).

      Ребята, медвежонок пока маленький, а вырастет и будет… (большой)?

      Сейчас он медвежонок, а потом… (медведь)?

      Сейчас его зовут Миша, а потом… (Михаил Иванович)?

      vscolu.ru



  • You Might Also Like