Raiting-OY.ru

Все о детях

Эффективное развитие детей

Эффективное развитие детей

1. Авдеева, Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет / Ю.В. Авдеева. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 c.

2. Бобкова, Т.И. Художественное развитие детей 6-7 лет / Т.И. Бобкова, В.Б. Красносельская, Н.Н. Прудыус. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 112 c.

3. Бобкова, Т.И. Художественное развитие детей 6-7 лет / Т.И. Бобкова, В Красносельская. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 112 c.

4. Бунеев, Р.Н. Наши прописи. По дороге к азбуке: Учебное пособиеРечевое развитие детей дошкольного возраста 6-7(8) лет / Р.Н. Бунеев. — М.: Баласс, 2014. — 32 c.

5. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. — СПб.: Детство Пресс, 2012. — 304 c.

6. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Л.Н. Вахрушева. — М.: Форум, 2012. — 192 c.

7. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста. Анализ программ дошкольного образования / Т.М. Горюнова. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 c.

8. Грищенко, Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных образовательных учреждениях) / Т.А. Грищенко. — М.: Владос, 2014. — 96 c.

9. Гуськова, А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А.А. Гуськова. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 64 c.

10. Гуськова, А.А. Речевое развитие детей средствами загадки / А.А. Гуськова. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 64 c.

11. Гуськова, А.А. Речевое развитие детей 6-7 лет на основе пересказа. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Гуськова. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 64 c.

12. Гуськова, А.А. Речевое развитие детей средствами загадки / А.А. Гуськова. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 64 c.

13. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2-х т. Т. 2. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Н.С. Ежкова. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 49 c.

14. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2 ч. Ч. 2 / Н.С. Ежкова. — М.: Владос, 2012. — 49 c.

15. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2-х т.Т. 1. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Н.С. Ежкова. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 127 c.

16. Засорина, Л.Н. Речевое развитие детей 2-8 лет: Методики: Учебно-игровые материалы / Л.Н. Засорина. — СПб.: ИПЦ КАРО, 2013. — 144 c.

17. Земцова, О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет: Учебное пособие / О.Н. Земцова. — СПб.: Азбука-Аттикус, Махаон, 2013. — 128 c.

18. Иншакова, О.Б. Развитие читательских навыков у детей: Учебное пособиеКомплект №1. А, В, Б, Е, И, М, Г, Д, К, О. (10 брошюр) / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова. — М.: Владос, 2014. — 160 c.

19. Иншакова, О.Б. Развитие читательских навыков у детей: Учебное пособиеКомплект №2. Л, С, Н, Ё, З, П, Я, Т, Р, Ш, У. ( 11 брошюр) / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова. — М.: Владос, 2014. — 176 c.

20. Иншакова, О.Б. Развитие читательских навыков у детей: Учебное пособиеКомплект №3. Й, Ф, Ы, Ж, Ю, Ч, Х, Ц, Щ, Ь, Э, Ъ. (12 брошюр) / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова. — М.: Владос, 2014. — 192 c.

21. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема «Мебель»: Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. — М.: Владос, 2015. — 55 c.

22. Колесникова, Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать» / Е.В. Колесникова. — М.: Ювента, 2012. — 64 c.

23. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз — словечко, два — словечко» / Е.В. Колесникова. — М.: Ювента, 2012. — 72 c.

24. Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С.В. Коноваленко. — СПб.: Детство Пресс, 2012. — 112 c.

25. Корепанова, М.В. Моя математика. Познавательное развитие детей 4-5 лет / М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина. — М.: Баласс, 2014. — 80 c.

26. Корепанова, М.В. Моя математика. Познавательное развитие детей 4-5 лет / М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина. — М.: Баласс, 2015. — 80 c.

27. Лаврова, Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа в ДОУ компенсирующего вида / Г.Н. Лаврова. — М.: Владос, 2014. — 223 c.

28. Леонова, Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты / Н.Н. Леонова. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 240 c.

29. Леонова, Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты / Н.Н. Леонова. — СПб.: Детство-Пресс, 2015. — 240 c.

30. Леонова, Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты / Н.Н. Леонова. — СПб.: Детство-Пресс, 2016. — 320 c.

31. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. — СПб.: Детство-Пресс, 2016. — 128 c.

32. Майер, А.А. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей / А.А. Майер, Е.Д. Файзуллаева. — М.: Творческий центр Сфера, 2015. — 128 c.

33. Маханева, М.Д. Математическое развитие детей 5-7 лет / М.Д. Маханева, Г.И. Ширяева. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 c.

34. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР / Н.В. Микляева. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 c.

35. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР / Н.В. Микляева. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 c.

36. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей 4-5 лет с ОНР / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 64 c.

37. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей 4 — 5 лет с ОНР / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Творческий центр Сфера, 2012. — 64 c.

38. Молчанова, Е.Г. Речевое развитие детей 5-7 лет в логопункте / Е.Г. Молчанова, М.А. Кретова. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 64 c.

39. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 624 c.

40. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки / Л.Г. Нуриева. — М.: Теревинф, 2015. — 106 c.

41. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки / Л.Г. Нуриева. — М.: Теревинф, 2016. — 106 c.

42. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей.Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки и наглядные материалы / Л.Г. Нуриева. — М.: Теревинф, 2012. — 112 c.

43. Парфенова, Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности / Е.В. Парфенова. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 64 c.

44. Подольская, Е.И. Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые занятия. / Е.И. Подольская. — М.: Советский спорт, 2013. — 246 c.

45. Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 155 c.

46. Сидорова, И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие / И.В. Сидорова. — СПб.: Детство Пресс, 2013. — 80 c.

47. Слюсарь, К.Н. Логоритмические занятия с элементами ОБЖ для детей 6 лет с общим недоразвитием речи / К.Н. Слюсарь. — М.: Владос, 2015. — 79 c.

48. Сорокина, Л.И Интеллектуальное развитие детей, 5-6 лет: конспекты практических занятий / Л.И Сорокина. — М.: Владос, 2014. — 183 c.

49. Сорокина, Л.И. Интеллектуальное развитие детей. 3-4 г: конспекты практических занятий: методическое пособие / Л.И. Сорокина. — М.: Владос, 2014. — 127 c.

50. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация / В.Г. Степанов. — М.: Академический проект, 2013. — 315 c.

51. Трифонова, Е.В. Развитие игры детей 2-3 лет. ФГОС / Е.В. Трифонова, Е.М. Волкова, Р.А. Иванкова и др. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 208 c.

52. Трифонова, Е.В. Развитие игры детей 5-7 лет. ФГОС / Е.В. Трифонова, Е.М. Волкова, Р.А. Иванкова и др. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 208 c.

53. Трифонова, Е.В. Развитие игры детей 3-5 лет. ФГОС / Е.В. Трифонова, Е.М. Волкова, Р.А. Иванкова и др. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 240 c.

54. Трясорукова, Т.П. Эффективное развитие: мышление, движение, речь. Оптимизация психомоторного развития детей дошкольного возраста / Т.П. Трясорукова. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 79 c.

55. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 c.

56. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 272 c.

57. Хузеева, Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста / Г.Р. Хузеева. — М.: Владос, 2014. — 80 c.

58. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 c.

59. Шефер, Н.А. Социальное развитие детей 5-6 лет с ОНР / Н.А. Шефер. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 64 c.

60. Яковлева, Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. В 3 ч. Ч. 2. Конспекты занятий для второй младшей и средней групп / Л.В. Яковлева, Р.А Юдина. — М.: Владос, 2014. — 207 c.

61. Яковлева, Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7лет. В 3-х ч. Ч.3. Конспекты занятий для старшей и подготовительной групп. Спортивные праздники иразвлечения / Л.В. Яковлева, Р.А Юдина. — М.: Владос, 2014. — 253 c.

62. Яковлева, Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7лет. В 3 ч. Ч.1. Методические рекомендации. Программа «Старт» / Л.В. Яковлева, Р.А Юдина. — М.: Владос, 2014. — 315 c.

63. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1-3 года: Методическое пособие / Е.А. Янушко. — М.: Владос, 2015. — 269 c.

64. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. — М.: Эксмо, 2016. — 424 c.

list-of-lit.ru

Лепка из пластилина — эффективное средство развития детей

Практически все дети очень любят лепить и используют для этого все подходящие материалы — от песка на детской площадке до теста для маминого печенья. Занятие это не только увлекательное, но и полезное. Польза для родителей очевидна: ребенок в течение длительного времени занят делом, не носится, не бесится, не смотрит в папин планшет и не рисует на.

В развитии малыша немаловажную роль играют различные виды творчества, и как один из наиболее доступных и полезных, предлагаем рассмотреть лепку. Такое.

«Сегодня» удалось побывать на съемках первых кадров будущего мультфильма.

Есть простой способ решить эту проблему .

Многие люди переживают из-за некрасивых шрамов на коже.

Актуально: электрошокер, как эффективное средство защиты мирных граждан. Область внедрения электрошокера обязана быть размещена в местах скопления большего количества нервных окончаний, расположенных на .

Новый способ уничтожает раковые Т-клетки без повреждения здоровых.

Координатор ИС озвучил свое видение решения проблемы.

Исследователи доказали, что йога помогает справиться с тревогой и эмоциональными потрясениями.

Основой для терапевтического средства стал экспериментальный препарат 6-диазо-5-оксо-L-норлейцин.

Краситель метиленовый синий, как показали ученые, замедляет старение в культивируемых клетках кожи человека и искусственно моделируемой ткани.

Всего в эксперименте приняли участие две тысячи человек, которым задавали вопрос, какой из видов опохмела поднимал их из сумрачного состояния в рабочее.

По словам исследователей, иммунитет людей, которые мало спят, гораздо слабее, чем у других мужчин и женщин.

Основными развлечениями для «воспитанников» стали лепка из пластилина, пение и другие творческие занятия.

Соглашение об ассоциации с ЕС – это самое лучшее и эффективное средство достичь цели развития и модернизации Молдовы, считает министр иностранных дел и европейской интеграции РМ Наталья Герман.

Данные об абонентах мобильной связи – эффективное средство борьбы с преступностью.

Фонд «Эффективное управление» разрабатывал концепции и стратегии экономического развития Украины.

Сейчас специалисты тестируют препарат на безопасность для человека. Ученые из Южной Кореи нашли эффективное средство против облысения. Разработанный препарат участвует в процессе синтеза белков и препятствует регенерации фоликулов. Как сообщает The Independent, средство в короткий срок вызывает рост новых волос. Например, у грызунов волосяной покро.

Ежедневное вдыхание эфирного масла эвкалипта облегчает протекание насморка.

Лепка – одно из самых любимых занятий наших детей. И лучшим помощником в этом интересном занятии является, конечно же, полимерная глина. Единственная .

rss.novostimira.com

Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Дата публикации: 18.04.2018 2018-04-18

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Алексеева Т. А., Сычева И. И., Перепелицина Т. В. Фольклор, как эффективное средство для развития речи детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — №13. — URL https://moluch.ru/archive/199/49136/ (дата обращения: 23.04.2018).

Особое внимание в младшем возрасте

уделяется развитию навыков разговорной речи.

К каждому инициативному высказыванию

ребенка надо относиться бережно, поддерживать его.

В статье описан опыт работы по созданию условий по формированию разговорной речи у детей раннего возраста, через малые формы фольклора. Малые форы фольклора формируют у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Языком фольклора до сознания ребенка можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатится к обыденности», не допускает обыденности восприятия, поэтому открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.

Ключевые слова: чувство родного языка, развитие речи, малые формы фольклора, обогащение педагогического процесса.

Наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка является третий год жизни. Именно этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка и это надо учитывать при постановке речевых задач, решаемых воспитателем. Поэтому в раннем возрасте ведущей задачей является развитие разговорной речи детей.

Речь начинает играть важную роль в общем психологическом развитии ребенка. Ребенок продолжает активно познавать окружающий мир, но теперь его познавательная деятельность поднимается на новый уровень установления связей между познаваемыми объектами, что проявляется и в речи ребенка, поэтому педагогу нужно уделять особое внимание, становлению детей раннего возраста, инициативной связной разговорной речи, как средству общения и познания окружающего мира.

— для перехода ребенка от однословной «фразовой речи» к использованию в речи предложений разных типов, отображающих связи и зависимости объектов;

— для развития инициативной разговорной речи ребенка.

При этом взрослому надо помнить, что решение указанной задачи должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка и требует активного развивающего воздействия со стороны взрослого, помогающего ребенку преодолевать трудности.

Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия.

Первая литература, с которой знакомится каждый ребенок это малые формы фольклора (колыбельные песни, частушки, потешки, приговорки, прибаутки, игры). Эти произведения называются «материнским фольклором», «народной педагогикой», так как они идеально сочетают в себе безукоризненно отточенную временем форму с содержанием функциональным назначением (усыпить, взбодрить, причесать, порадовать, научить чему-либо), а главное они идеально соответствуют внутренним потребностям малыша, создают особый эмоциональный мир общения взрослого и ребенка, рассчитаны на совместные действия. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Актуальность проблемы направлена на малые формы фольклора в современной педагогике раннего детства:

? Обогащение педагогического процесса малыми фольклорными формами действенный метод.

? Малые формы фольклора содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

? Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Развитие речи в раннем возрасте идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Слово «фольклор» – в буквальном переводе с английского означает – народная мудрость.

История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью.

Фольклор одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений.

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе», и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через потешки, песенки у малышей складывается более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства т пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимосвязь их дают, что следует называть народной педагогикой».

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослыми при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички, сказки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

О. С. Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Первые знакомство ребенка с искусством слова, начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребенок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его, поэзия пестования, уход за ребенком, ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком, нянчить, растить, воспитывать.

Заклички, потешки – обращение с явлениями природы

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре. Колыбельные песни – в народе их называют байками.

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров. На третьем году жизни речь ребенка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребенком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако, по-прежнему особое место занимают произведения малых фольклорных форм. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции.

  1. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду» – С. Пб.: «Детство – Пресс», 2010г.
  2. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие. Т.И. Бабаева – С.Пб.: «Детство – Пресс»,2008г.
  3. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» – В.; «Учитель», 2006г.
  4. Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления» М., 2000г.
  5. Г.М. Лямина «Воспитание и развитие детей раннего возраста» – М.; «Просвещение», 1985г.
  6. В.Г. Алямовская «Ясли – это серьёзно».
  7. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.- С.Пб.: «Детство – Пресс» 2001г.
  8. Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Дошк. воспитание. – 1990г. №12, 1991г. №6, 1990г. №7
  9. Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей». Дошк. воспитание. – 1990г. №7
  10. Т.Тарасова «Мальчик – пальчик, где ты был?» Дошк. воспитание 1995г. №12
  11. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Я.: «Академия развития», 2002г.
  12. Т.И. Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки» Я.: «Академия развития» 2005г.

moluch.ru

Эффективное развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора и театрализованной деятельности

Эффективное развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора и театрализованной деятельности

«Обеспечить современное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становление разных видов детской деятельности,

на основе овладения языком своего народа». (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).

Русский лингвист К. С. Аксаков писал: «Слово — есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сензитивно к усвоению речи. Поэтому проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста.

Утро в младшей группе. Грустные, заплаканные глаза малышей после расставания с мамой. Надеваю на руку Петушка, куклу театра би-ба-бо, и обращаюсь к детям: «К нам в гости пришел Петя-Петушок. Он хочет поиграть с вами». И вижу, как происходит чудо: слезы высыхают, в глазах зажигаются веселые огоньки, лица расцветают улыбками. Все хотят поиграть с Петушком, покормить его зернышками, погладить по масляной головушке. И, незаметно для себя, малыши начинают повторять за мной слова небольшой потешки про Петушка, который рано встает, Ване спать не дает.

Так ненавязчиво, в спокойном ритме, начинается многолетняя кропотливая работа по развитию речи, по овладению родным языком.

На протяжении многих лет я использую малые формы фольклора в своей работе и считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше. Крупнейший исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это — детский фольклор».

С моей точки зрения, малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Сначала использую небольшие потешки, песенки, игры, сопровождающиеся рифмованной речью, ритмическими движениями: хлопками, притопами, прыжками и т. д., которые активизируют центр речи, положительно влияя на развитие способности к чтению и письму.

Параллельно провожу артикуляционные и пальчиковые игры. Кто пробовал – знает, как зажаты пальцы у малыша, которому два с половиной — три года. Вот тут и помогут игры-потешки с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит — ума. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики беру народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Одной из задач речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее можно решить, используя различные виды русского фольклора. Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, голосянки, пестушки, скороговорки. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать.

А голосянки— этот забытый жанр игрового фольклора Мои дети используют его постоянно и с удовольствием. Это своеобразное голосовое упражнение-соревнование, вытягивание на одном дыхании гласного звука в конце стихотворения. Так, благодаря этой веселой игре, у детей развивается правильное речевое дыхание.

Дождик, лей, лей, лей,

Ты водицы не жалей,

Землю нашу поливай,

Будет славным урожай!

Не боимся хрипоты,

Голосим и я, и ты-ы-ы-ы-ы-ы-ы.

Противоположным свойством обладают колыбельные песни и пестушки.Если про колыбельные песни все слышали, то про пестушки мало кто знает.

Пестушки (от «пестовать» — нянчить, растить, воспитывать) — это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для пестушек одинаково важны и содержание, и ритм. Они способствуют эмоциональному и физическому развитию ребенка, помогают ему двигаться и создают особое настроение. Хорошо снимают агрессивность у малышей.

www.maam.ru

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего возраста

Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста. Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться. Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение — обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.

Коммуникация детей — важный элемент социализации

Эффективное коммуникативное развитие — основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.

Что такое коммуникативные способности у детей

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

  • Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
  • Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
  • Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
  • Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.
  • Совет: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении с окружающими, ограничивайте его «отношения» с компьютером, телевизором или планшетом.

    Дети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться

    Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.

    Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

    Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника

    Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

    • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
    • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
    • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
    • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
    • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
    • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

    Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

    Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.

    Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.

    Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

    Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

    Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

    Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.

    Настольный театр — способ развития умения общаться

    Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя.

    Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.

    Условия для развития коммуникативных способностей

    Совет: постарайтесь не повышать на ребенка голос. Любую ситуацию можно решить мирным путем: важно, чтобы малыш умел договариваться, а не добиваться своего силой.

    Как развить навыки невербального общения?

    Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

    • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
    • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
    • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
    • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.
    • Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.

      Занятие по развитию навыков общения в детских садах проводятся регулярно

      Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное — выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

      Самопознание как фактор эффективного общения

      По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

    • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что — обрадовало;
    • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
    • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
    • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
    • воздержитесь от излишней критики ребенка.
    • Методы развития умений коммуниковать

      Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

      Совет: развитие коммуникативных способностей у дошкольников немыслимо без параллельного развития логического мышления.

      Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития

      Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

      Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

      detki.guru



    You Might Also Like